Армии не хватает фельдшеров и врачей. Врачебный подвиг в великую отечественную войну Должность фельдшера в армии

Военврач – это не просто военнослужащий с медицинским образованием, а человек независимо от внешних условий, беспристрастно и с полной отдачей движимый желанием оказывать помощь всем пострадавшим от вооруженных конфликтов и войн. Профессия, которая зародилась еще во времена Древнего Египта, не теряет своей актуальности и в XXI веке, что обусловлено множеством горячих точек на карте земли.

Обязанности

Военный врач – это и медик, который по долгу службы способен оказать медпомощь военным и гражданским лицам, невзирая на ранги и статусы, но и вместе с тем обладать командирскими навыками. Особенность его работы состоит в необходимости действовать не только в мирное время, но и в ситуациях с риском для жизни, во время боевых действий или вооруженных конфликтов, когда требуется грамотно организовать медицинскую службу.

Основная задача военврача – медицинское обеспечение и оснащение вооруженных сил. В мирное время они тоже не остаются без дела, выполняя следующие обязанности:

    профилактика заболеваний среди военнослужащих, предотвращение возникновения эпидемий;

    контроль и наблюдение по выполнению санитарных норм составом;

    обучение военнослужащих базовым навыкам оказания первой медицинской помощи;

    медосмотры, оперативное лечение больных и проведение экстренных операций раненым солдатам и при необходимости их эвакуация;

    снабжение медпрепаратами и перевязочным материалом, инструментами, оборудованием.

Таким образом, функции военных врачей не ограничиваются одним лечением они значительно шире и включают комплекс мер по обеспечению войсковой части всем необходимым, т. е. исключить всевозможные барьеры, которые препятствуют выполнению поставленных боевых задач солдатами и офицерами.

Требования

Далеко не все соискатели желающие трудоустроиться врачом в воинскую часть смогут это сделать. К претендентам на данную вакансию предъявляется ряд требований и условий:

  1. Наличие высшего медицинского образования.
  2. Отсутствие судимости у претендента и его близких родственников.
  3. Эмоциональная стабильность, психическое здоровье.
  4. Военная подготовка, физическое развитие.
  5. Отсутствие каких-либо заболеваний (противопоказаний по здоровью).

Соответствие соискателя все заявленным критериям говорит не только о его квалификации, но и психологическом потенциале, что помогает быстрее и легче адаптироваться в условиях боевых действий и приступить к выполнению поставленных задач.

При этом важно заметить, что данная должность не подразумевает в отношении потенциальных кандидатов никаких ограничений в зависимости от половой принадлежности, кроме как, наличия образования и специальной военной подготовки, поэтому женщина военврач не является исключением.


Воинские звания для военных медиков

Медицинская служба вооруженных сил включает следующие категории работников:

    Военные врачи: хирург, стоматолог, санитарный врач.

    Провизоры, фармацевты, лаборанты.

    Фельдшера, медсестры, санитары.

    Санитарные инструктора.

Каждый медицинский работник как указано в Положении о прохождении службы независимо от того находится ли он в запасе или же состоит в Вооруженных Силах должен иметь персональное воинское звание. Таким образом, для военнослужащих предусмотрен целый ряд воинских званий, который был представлен еще в 1943 году НКО СССР в зависимости от того, где врач выполняет свои обязанности. Причем условия назначения действуют как для военно-медицинского, так и военно-ветеринарного состава.

При наличии медицинской или ветеринарной военно-учетных специальностей к соответствующим воинским званиям добавляют слова «медицинской / ветеринарной службы».

Войсковые звания

Младший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • младший лейтенант;
  • лейтенант;
  • старший лейтенант;
  • капитан.

Старший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • майор;
  • подполковник;
  • полковник.

Высший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • генерал-майор;
  • генерал-лейтенант;
  • генерал-полковник.

Однако с 1935 до 1943 года звания военврачей имели иное название. Среди них значились и ранги военных врачей.

Таким образом, военным врачам по постановлению ЦИК и СНК СССР могли присвоить следующие звания:

  1. Военфельдшер.
  2. Старший военфельдшер.
  3. Военврач 3-го, 2-го, 1-го ранга.
  4. Бригврач.
  5. Дивврач.
  6. Корврач.
  7. Армврач.

При этом звание «Военврач 3-го ранга» присваивалось лицам с высшим медицинским образованием, которые только поступали или призывались в армию.


Особенности

Карьера военврача начинается со звания лейтенанта. Присвоение последующих званий осуществляется в соответствии с основными правилами, которые действуют в отношении и других военных. Если кандидат на должность военного врача имеет лишь образование с дипломом гражданского вуза, после чего он еще прошел и срочную службу, то звание сержант – это максимум который только возможен.

Наличие таких вводных позволяет лишь претендовать на должность санитара (звание рядовой), фельдшера (прапорщик) или медсестры (сержант).

Карьерная лестница в таком случае ожидает, только если получить образование в специальном военном ВУЗе, по окончании которого будет присвоено наименьшее офицерское звание.

Именно студенты очного отделения медицинского военизированного ВУЗа, проходят как медицинские дисциплины, так и курс боевой подготовки. Высшие учебные заведения такого плана осуществляют прием и парней и девушек. Таким образом, осуществляется принцип равенства полов.

Причем интерес к данной профессии среди представительниц слабого пола значительно выше, нежели у юношей. Так, конкурс среди девушек в Военно-медицинской академии имени Кирова составил 35 человек на место, в противовес молодым людям, когда их количество не превысило и 12 человек на место.

Таким образом, если ранее военными врачами были исключительно мужчины, то сегодня среди имен полковников медицинской службы значатся и женские имена.

Получив звание лейтенанта, граждане, окончившие ВУЗ в обязательном порядке в военном комиссариате должны встать на учет, где им на руки будет выдан военный билет. Не выполнив это условие, в отношении их могут применить санкции административной ответственности.


Подготовка специалистов

Главной кузницей кадров военной медицины, начиная с советских времен, является ВМедА им. Кирова. Три факультета (летный, морской, сухопутный) выполняют подготовку специалистов данного направления. Срок обучения составляет 6 лет, после чего выпускник получает диплом и звание лейтенанта. Следующим этапом в образовании становится интернатура.

В отличие от мед. вузов гражданского направления для поступления в ВМедА есть жесткое ограничение по возрасту 16-22 года, причем полных 16 лет на момент поступления должно быть уже на 1 августа. Абитуриент, которому на 31 июля исполнилось 23 года, не сможет поступить в академию.

Будущий военный врач еще на студенческой скамье познает все тяготы воинской службы. Как на других военных кафедрах курсанты в ВМедА проходят строевую подготовку, на первых двух курсах у них казарменное положение и ранний подъем. Кроме этого, студенты носят обязательную форму одежды и выполняют суточные наряды. При этом весь процесс строится на соблюдении воинской дисциплины, физических тренировках (лыжная подготовка, бег, нормативы по стрельбе и плаванию).

Востребованность и перспективность

Спрос на квалифицированных специалистов профессии военный врач остается стабильно высоким. Причем это характерно не только в период военных конфликтов, но и в мирное время. Боеспособной армии наряду с вооружением для эффективности требуется и медицинское сопровождение.

Данная специальность сулит большие возможности и карьерный рост. При этом деятельность врача вовсе не ограничивается одной лишь врачебной практикой и позволяет заниматься сугубо научной деятельностью.

Заключив контракт, как правило, это бывает на 5 лет, военврач может пойти и в гражданскую медицину. Для этого потребуется лишь пройти переквалификацию, причем еще до окончания действия контракта. Единственным условием является выплата неустойки. Сюда включают все затраты, которые понесло государство. Значительная часть их приходится на выдачу вещевого довольствия, а это немалая сумма.

Профессия военного врача нелегкая и требует не только медицинских познаний, но и выдержки. Причем военная дисциплина нередко воспитывается еще с юных лет, когда большинство, начиная с военных лицеев, привыкает к военной жизни, до поступления в ВУЗ.

© Б.Г. Андрюков, 2010 УДК 61. 355

Б.Г. Андрюков

подготовка военных фельдшеров во владивостокском морском госпитале В XIX В.

Военно-морской клинический госпиталь Тихоокеанского флота, г. Владивосток

Автор, используя исторические документы, связал историю обучения фельдшеров для русской армии и флота с созданием и деятельностью военно-фельдшерской школы при Владивостокском морском госпитале. Изложенные факты и документальные свидетельства приводятся впервые.

Ключевые слова: военно-фельдшерская школа, Владивостокский морской госпиталь.

На протяжении всего XIX в. русская армия и флот испытывали большую потребность в специально обученных помощниках врачей, способных оказывать некоторые виды медицинской помощи. Вопрос о подготовки младших медицинских специалистов стал особенно остро после введения в 1805 г. фельдшеров в штат русской армии, хотя еще в 1735 г. подлекари, цирюльники, костоправы и рудометы были официально включены в состав войск и состояли в нем до конца ХУШ в. Такое разделение отражало ремесленническую подготовку этих «специалистов», осуществлявших медицинскую помощь и уход за раненными, больными людьми и животными.

Специально обученных медицинских специалистов, организованная подготовка которых началась в школах при первых военных госпиталях стали называть фельдшерами (от немецких слов feld и scherе, дословно -«полевые ножницы», «полевой цирюльник»).

Обучение военных фельдшеров нуждалась в хорошей теоретической и практической подготовке, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляли к ним реальные условия военного времени и позволяли бы им в отсутствии врача действительно оказать необходимую медицинскую помощь или быстро и грамотно помогать врачам в госпиталях и лазаретах.

Одним из первых документов, четко регламентирующих организацию подготовки и обучения фельдшеров в госпиталях «по местным их к тому удобствам» из солдатских и казачьих сыновей для нужд армии было Высочайше утвержденное Положение 1816 г.

Первые госпитальные школы открылись при Московском госпитале, а позднее - Санкт-Петербургском сухопутном, Рижском, Варшавском, Тифлисском и других военных госпиталях. За многие годы существования госпитальные и в последующие годы, сменившие их, военно-фельдшерские школы подготовили тысячи медицинских и аптекарских фельдшеров, в которых так нуждалась армия.

Дальнейшая военная судьба военных фельдшеров была незавидной. Получив первое звание младшего фельдшера, и получая за свой труд весьма небольшое жалование, они только через пять лет могли рассчитывать на очередное повышение в звании и лишь через 12 лет службы - право сдачи экзамена на первый классный чин, что заставляло многих способных юношей уклоняться от поступления в военно-фельдшерские школы. Кроме того, качество подготовки военных фельдшеров оставалось весьма низким вследствие того, что большинство госпиталей не имели достаточной учебной базы, не хватало учебников, пособий и прочих предметов обучения.

Реформа военно-фельдшерского образования в конце 60-х годов XIX в. стала следствием неудовлетворения военного ведомства работой школ при госпиталях.

В соответствие с Приказом Временно Управляющего Морским министерством №120 от 21.08.1874 г. с ссылкой на Приказ Управляющего Морским министерством от 19.08.1872 г. №106 согласно Высочайшего повелению от 19.07.1872 г. при госпиталях Российской империи и в том числе Владивостокском морском госпитале были созданы военнофельдшерские школы нового образца, приобретя характер военных прогимназий с достаточно широким кругом предметов, распределенных по годам обучения. Этим же приказом были утверждены Правила и Программа обучения на 4 года.

Во Владивостокском госпитале первый набор учеников в военно-фельдшерскую школу нового типа состоялся в 1876 г. Ежегодно в школу набирались по 10 грамотных мальчиков из местных жителей в возрасте от 12 до 16 лет.

Согласно Извлечению из правил о поступлении в школу, мальчики принимались исключительно по просьбе родителей или родственников или попечителей с приложением метрического свидетельства о

рождении мальчика в письменном виде. При приеме будущим фельдшерам делалось освидетельствование относительно состояния здоровья и физического развития согласно с расписанием недостатков (литер Г), с которыми допускался прием на военную службу вольноопределяющихся.

Несмотря на ограничение возраста учеников, допускалось принимать подростков и до 12 лет, если по физическому и умственному развитию он удовлетворял требованиям, необходимым для обучения фельдшерскому искусству.

Помещение для школы было отведено в одном из деревянных зданий на территории госпиталя в Докторской слободке, на улице Никифоровской (частично сохранилась до наших дней в виде переименованной в 1932 г. улицы Пионерской).

Продовольствие, обмундирование, помещения и все содержание учеников производилось за счет госпиталя, под наблюдением попечителя госпиталя. Для Владивостокского госпиталя на 10 учеников отпускались средства на продовольствие и обслуживание 1500 рублей; на вознаграждение преподавателей, учебные пособия и разные хозяйственные расходы - 600 рублей, Итого ежегодно 2100 рублей. При открытии школы единовременно на первоначальное обзаведение из казны отпускалось 500 рублей.

Программа обучения была преимущественно практическая, соблюдался постепенный переход от более легких предметам к сложным дисциплинам и специальным занятиям. Предметы подразделялись на общеобразовательные (Закон Божий, история России, география, зоология, физика, чистописание, уставы, русский язык, арифметика, геометрия, латинский язык) и специально-медицинские (анатомия, физиология, десмургия, хирургическая клиника, правила по уходу за больными и ранеными, правила при вскрытии трупов, фармация, фармакология, рецептура, патология, правила ведения медицинской отчетности).

Для обучения и присмотра за учениками привлекались госпитальные врачи, священники. По окончанию обучения ученики сдавали экзамены, по результатам которых они производились в фельдшеры (младшие фельдшеры) по представлению Главного Доктора госпиталя приказом командира Владивостокского порта.

С каждым годом качество подготовки и уровень специальных знаний выпускников школы улучшалось, чему способствовали хорошая организация обучения и достаточно высокий уровень преподавателей, большинство из которых были опытными врачами Владивостокского морского госпиталя или Сибирского флотского экипажа, окончившими Московский университет или Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, докторами медицины: В.И. Исаев, Г. фон Медер, П.И. Салтыков, И.М. Польский, Л.М. Бирк, Е.А. Берг, К.А. Красильников и другие.

Первый выпуск военно-фельдшерской школы при Владивостокском морском госпитале состоялся в 1878 г. Всего до 1894 г. школа подготовила для нужд армии и флота 156 фельдшеров. Абсолютное большинство из них (149 человек) остались служить на Дальнем Востоке, а некоторые из выпускников школы впоследствии успешно служили во Владивостокском госпитале (Николай Васильев, Николай Басевич, Григорий Петров, Владимир и Алексей Шеркунович, Степан Богатырев, Аким Батов).

Конечно, это количество подготовленных фельдшеров не могло удовлетворить острую потребность в армии и флоте на Дальнем Востоке. К 1891 г. укомплектованность фельдшерами госпиталей и лазаретов составляла 65-70%, а в полках и на кораблях - менее 50%. На каждый миноносец полагался 1 фельдшер, на кораблях 1 ранга по штату имелось по 2 фельдшера, на судах 2 ранга - по 1 фельдшеру. С началом ХХ в., в период Русско-японской и Первой Мировой войн этот некомплект еще больше усилился.

Какова была дальнейшая судьба выпускников военно-фельдшерских школ? После получения звания фельдшера (младшего фельдшера) они, числясь в нижних чинах, состояли на действительной службе в госпиталях и на флотилиях Российского флота с получением за усердие и выслугу медицинских званий и классных чинов не менее 10 лет (обязательный ценз), после чего по желанию могли уволиться в запас или продолжить службу с получением за выслугу надбавки к окладу и чины.

В последующие годы после введения в штаты военных лечебных учреждений для ухода за раненными и больными сестер милосердия, госпитальных фельдшеров стали освобождать от лечебно-клинической работы и чаще использовать на канцелярской, медикостатистической и административно-хозяйственной работах в качестве делопроизводителей и мелких медицинских чиновников.

В качестве примера прохождения службы военного фельдшера привожу выписку из личного дела делопроизводителя конторы Владивостокского морского госпиталя Григория Федоровича Фролова. В 1847 г. он окончил фельдшерскую школу при Крон-штатдском морском госпитале и получил звание младшего фельдшера. В 1855 г. в звании фельдшера был переведен в Петропавловский морской госпиталь, с которым в 1858 г. переведен в Николаевск-на-Амуре, где стал старшим аптекарским учеником

госпиталя. В 1865 г. был переведен в Сибирский флотский экипаж с присвоением звания старшего фельдшера и чина коллежского регистратора (XIV). В 1868 г. - комиссар, делопроизводитель госпиталя по хозяйственной части. В 1870 г. получил чин губернского секретаря (XII), который соответствовал на флоте званию мичмана. Через 3 года службы (в 1873 г.) произведен в коллежские секретари (Х), что соответствовало военным званиям «штабс-капитан», «штабс-ротмистр».

Таким образом, подготовка военных фельдшеров во Владивостокском морском госпитале в XIX в. явилась отражением успехов и недостатков в системе подготовки этих медицинских специалистов для нужд армии и флота. Недостаточная учебная база госпиталей, отсутствие учебников и пособий, штатных преподавателей и невысокие базовые знания учеников сказывались на качестве подготовки фельдшеров. И все же свою задачу госпитальные военно-фельдшерские школы выполнили. Владивостокский морской госпиталь в течение более 20 лет был единственным на Дальнем Востоке военным лечебным учреждением, который регулярно пополнял флот и армейские части грамотными фельдшерами, подготовленными из местных подростков. Многие из этих фельдшеров, закончив службу и уволившись в запас, остались во Владивостоке, перешли на работу в гражданское медицинское ведомство и в период

революционных событий 1917-1922 гг. сыграли заметную роль в организации здравоохранения Дальневосточной республики.

Но это уже совсем другая история.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюков Б.Г. У истоков милосердия.. Владивосток, Уссури, 2007. - 368 с.

2. Андрюков Б.Г. Светя другим...Владивосток, Русский остров, 2002. - 196 с.

3. История Военной медицины России. Том 3. XIX - начало ХХ в. - СПб., ВМедА, ВММ, 2006. -688 с.

4. ПСЗРИ. - СПб, 1830. - Т.28. №21.606.

5. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.30. №23.606.

6. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.33. №26.606.

7. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.33. №26.606.

8. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.37. №28.606.

9. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.13. №11143.

10. ПСЗРИ. - СПб, 1873. - Т.44. отд.1. №47008.

11. Постановления о военно-учебных заведениях // Свод военных постановлений. - СПб, 1871. -Кн.15, прил. 77.

12. РГА ВМФ Ф.1283.Оп.1.Д.64.

13. РГА ВМФ Ф.1283 Оп.1 Д. 33.

14. РГА ВМФ Ф.1283 Оп.1 Д. 81.

15. Свод военных постановлений. - СПб, 1871. -Кн. 15, прил.15.

PREPARATION MILITARY PARAMEDICS IN THE VLADIVOSTOK NAVAL HOSPITAL IN THE XIX CENTURY.

Naval Hospital of the Pacific Fleet, Vladivostok

By using historical documents relating to the history of teaching assistants for the Russian army and navy with the establishment and activities of military medical school at Vladivostok naval hospital. The facts and documentary evidence are set out for the first time.

Key words: military paramedical school, Vladivostok naval hospital

Адрес переписки: e-mail: [email protected]

Долгих четыре года доктора, медсестры, фельдшеры и санинструкторы работали сутками, зачастую без сна и еды, чтобы спасти как можно больше людей. Рискуя жизнью, они выносили раненых из-под обстрела; погибали, заслоняя собой других солдат. Поэтому истории, о которых говорится здесь, - лишь капля в море ежедневного, ежечасно подвига медицинских работников, совершенного во время войны.

Михайлов Федор Михайлович (30 мая 1898 - 5 августа 1942)

Кем только не успел побывать Федор Михайлов до Великой Отечественной - и батраком, и юнгой, и депутатом в Кронштадтском Совете, и солдатом во время Гражданской войны, и рентгенологом, и главным врачом родильного дома.

В 1941-м он оказался в окружении, пытался перейти линию фронта, но перебраться к советским войскам не смог, поэтому вернулся в город Славуту, где работал до этого, возглавил там районную больницу и организовал подпольную организацию по борьбе с фашистами. Подпольщики распространяли новости о ходе боев среди местного населения, печатали листовки, организовывали диверсии. В больнице скрывались и лечились раненые советские солдаты.

Михайлова арестовали в июле 1942-го, по доносу. Врача долго допрашивали, требуя выдать остальных участников антифашисткого сопротивления, но он стойко молчал. Федора Михайловича казнили на территории его больницы. За мужество и героизм ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Буйко Петр Михайлович (19 октября 1895 - 15 октября 1943)

Профессию врача Петр Буйко начал осваивать еще в Первую Мировую - был военным фельдшером на фронте. В 1922 году окончил Киевский медицинский институт, к 1938-му был уже профессором.

С началом войны он сразу вызвался добровольцем, работал хирургом. После тяжелого ранения был захвачен немцами, но освобожден во время бунта военнопленных. Выздоровев, он начал работать в районной больнице в городе Фастове, к тому моменту оккупированном врагами. Притворяясь, что сотрудничает с фашистами, он саботировал отправку людей на принудительные работы в Германию, лечил партизан, поставлял им медикаменты, участвовал в подпольной работе.

В июне 1943 года его деятельность была раскрыта, но Буйко вместе с группой других врачей удалось бежать, прихватив из больницы лекарства и инструменты. Присоединившись к партизанскому отряду, он продолжал лечить раненых, часто пробирался в села, если приходили сведения, что где-то кому-то нужна медицинская помощь.

Петра Михайловича арестовали 13 октября, жестоко пытали, стараясь получить информацию о партизанах и их связных. Врач молчал. Крестьяне из села Ярошевка, где держали Буйко, пытались организовать его побег, но он отказался, понимая, что немцы устроят за это репрессии. Доктора и еще нескольких захваченных партизан облили бензином и сожгли через день после ареста.

Успенский Василий Васильевич (20 декабря 1881 - 21 августа 1952)

Словно стремясь жить в согласии со своей фамилией, Василий Успенский в своей жизни успел сделать очень многое. Еще формально не окончив медицинского образования, он уже побывал в Персии, где боролся с эпидемией холеры и тифа, в Париже, где работал в Институте Пастера. Одним из первых в стране, еще в начале 20-х годов, начал практиковать переливание крови; оперировал сердце и мозг, проводил онкологические операции. Степень доктора медицины ему присвоили в 1935 году даже без защиты диссертации.

Стать военным врачом и спасать солдат на поле боя, когда началась война, он не мог - еще в 1937-м из-за несчастного случая потерял ногу. Но остановить деятельного врача это не могло. До ноября 1943-го он был главным врачом в районной больнице в городе Кашин. Потом вернулся в Калинин, откуда пришлось уехать из-за оккупации, и снова начал руководить своим хирургическим отделением. Правда, сперва едва не с нуля пришлось восстанавливать саму больницу - немцы разрушили ее, уничтожили всю медицинскую библиотеку, ценный хирургический материал.

Но и этого доктору было мало. Параллельно с основной работой он организовал и возглавил детский госпиталь. В нем было спасено более трех тысяч больных, раненых, искалеченных детей, которых партизаны вывезли из немецкого тыла. О работе русского врача было известно даже за рубежом - в детскую больницу Успенского приезжали представители американского Красного Креста, о ней рассказывала по радио жена британского премьер-министра Клементина Черчилль.

В 1944 году Василию Успенскому было присвоено звание заслуженного врача РСФСР и вручен орден Ленина.

Георгий Федорович Синяков (6 апреля 1903 - 7 февраля 1978)

Уйдя на фронт во второй день войны, хирург Георгий Синяков попал в плен во время боев за Киев - он до последнего оказывал медицинскую помощь окруженным солдатам, а потом отходить было уже поздно.

Оказался в концлагере в Коюстрине, Польша. Здесь он показал немцам, на что способен русский человек - изможденный, голодный, Синяков провел сложную многочасовую операцию, стоя босиком на холодной земле. К врачу тайком начали обращаться за медицинской помощью даже сами немцы.

Используя свое положение, он спас немало пленных, имитируя их смерть. Хирург объявлял, что его пациент скончался; того сбрасывали в ров к другим телам, откуда солдат уже перебирался к своим. Среди бежавших таким образом из лагеря была и летчица Анна Егорова, которую Синяков выходил после тяжелого ранения, а потом объявил скончавшейся.

Когда к нему попал еврейский юноша, врач спрятал его документы, назвал пациента русским именем, вылечил его, а потом имитировал внезапную инфекцию, от которой солдат и “умер”. Илья Эренбург уже после войны писал своему спасителю, что тот заменил ему отца, брата и друга в самые кошмарные дни.

Когда фашисты бросали концлагерь из-за подхода русских войск и хотели расстрелять всех оставшихся пленных, именно Георгий Федорович сумел убедить их этого не делать. Звания героя врач не получил - из-за того, что побывал в плену и сотрудничал с немцами, но это не умаляет ни его дела, ни цены спасенных им жизней.

Ермольева Зинаида Виссарионовна (24 октября 1898 - 2 декабря 1974)

Судьба сталинградской битвы во многом была определена Зинаидой Ермольевой - женщиной, которая остановила эпидемию холеры среди советских солдат. Сообщения о том, что в немецких подразделениях под Сталинградом вспыхнула холера, начали приходить летом 1942-го. Болезнь легко могла охватить и наши войска, и эвакуируемых жителей, а через них распространиться по другим регионам страны. Допустить этого было никак нельзя, поэтому в Сталинград срочно отправили признанного специалиста по холере, профессора-микробиолога Зинаиду Ермольеву.

Привезенного ею бактериофага было недостаточно, а дополнительную партию лекарства в зону боевых действий доставить не удалось. Тогда Зинаида Виссарионовна развернула лабораторию по его производству прямо в осажденном городе - в одном из подвалов. Она и ее помощники делали прививки солдатам и гражданским, обслуживая тысячи человек в день, обходили дома в поисках больных, проводили санитарные работы, отбирали пробы воды, осматривали людей на эвакопунктах. Все это время профессор оставалась в Сталинграде, вокруг которого все плотнее смыкалось кольцо окружения.

К концу 42-го усилиями Ермольевой угроза эпидемии миновала, о чем она сообщила Сталину. Только после этого началось наступление советских войск, которое закончилось победой, переломившей ход всей войны.

За неоценимый вклад в успех решающей битвы Зинаиду Виссарионовну наградили орденом Ленина и вручили Сталинскую премию. Все полученные деньги профессор отдала на строительство самолета-истребителя.

Попал мне в руки архив военного фельдшера Сняткова Владимира Георгиевича.
И по разрозненным документам попробовал проследить жизнь этого человека.


Из наградного листа, который я нашёл на сайте Подвиг народа , стало известно что Снятков В.Г. был призван Приморским РВК г. Ленинграда 22 августа 1941 года и принимал участие в боях на Ленинградском фронте.
16 января 1942 года сержант Снятков В.Г. был ранен. Диагноз: слепое осколочное ранение мягких тканей нижней трети правой голени.

После ранения Владимир Георгиевич поступил в Ленинградское Военно-Медицинское училище имени Н.А.Щорса (которое в августе 1941 года было эвакуировано в г.Омск), которое закончил 17 февраля 1944 года по 1 разряду. Все оценки - отлично, только по физподготовки - хорошо (из-за ранения).

После окончания Ленинградского Военно-Медицинского Училища был распределён в 4 Отдельный Медико-Санитарный Батальон, который входил в состав 32 Верхне-Днепровской Краснознамённой Дивизии .

На фотографии личный состав 4 Отдельного Медико-Санитарного Батальона, июль 1944 года, район деревни Петрыги (Смоленская область). Младший лейтенант Снятков В.Г. в верхнем ряду справа.


Верхний ряд слева направо - ст.л-т м/с Демиман(?), л-т м/с Борщёв, ст.л-т м/с Романов, мл.л-т м/с Снятков В.Г.

Нижний ряд слева направо - кап.м/с Славин Моисей Абрамович,м-р м/с Дубинин Дмитрий Филиппович, кап.м/с(?) Вовк, офицер м/с Коляскина Мария Михайловна (фотография в этом месте засвечена).


После войны лейтенант медслужбы Снятков В.Г. проходил службу в в/ч 29209 (топогеодезический отряд) в районах Крайнего Севера на Чукотском полуострове

Интересная справка - лейтенант м/сл Снятков В.Г. при выполнении задания во время переправы через горную реку подмочил удостоверение личности, в результате чего фотография отклеилась и была утеряна. Интересно, где могли потребовать такую справку?

После Чукотки Снятков В.Г. служит в в/ч 06014 это в Читинской области, железнодорожный разъезд №76. Служить там сложно, и захотелось перевестись или уволиться. Но не увольняли Сняткова В.Г. в запас и на учёбу не отпускали.

Я ещё застал те времена, когда, например с флота, увольняли только по двум причинам - трупные пятна или выпадение матки.

Видимо от отчаянья он написал письмо депутату Верховного Совета СССР Маршалу Советского Союза т.Малиновскому. Начальство всполошилось и перепугалось!

Снятков В.Г. проходит службу в должности старшего фельдшера Медицинского Отдела ВАКА(?), где получил служебную характеристику для поступления в академию. Я подумал, что речь идет о Военно-Медицинской Академии им.С.М.Кирова.

Но почему-то Снятков В.Г. оказался в Ленинградской Военной Академии Связи. Где и получил медаль за безупречную службу 2 степени.

И вот уже в Военной Академии связи Снятков В.Г. получает очередное звание - капитана, но почему-то военно-учётная специальность не медицинская. Видимо, не было в ВАС капитанских должностей в медицинской службе.

Вам также будет интересно:

Кумин, зира и тмин: чем отличаются и в чём похожи восточные специи?
Тмин (Carum carvi) - древняя пряность Востока, известная пять тысячелетий. Благодаря...
Исцеление болезней числовыми кодами
При работе с числовыми рядами Григория Грабового могут возникать вопросы, потому что не...
Что такое общая папка и как ее использовать
Здравствуйте, читатели сайта IT-уроки! Первое, что должен знать каждый новичок, сев за...
Подключение планшета Android в автомобиле Советский усилитель подключение к планшету
Благодаря широкому функционалу, немало автолюбителей стали использовать планшет вместо...
Почему не работают колонки и на компьютере нет звука
Доброго дня.Эта статья, основанная на личном опыте, представляет собой своего рода сборник...