Мотивированный отказ от служебного жилья военнослужащим. Потеря поднаема при отказе от служебного жилья: как не потерять? Как правильно отказаться от служебного жилья военнослужащему

Для обеспечения нуждающихся в жилье граждан и их семей в соответствии с жилищным законодательством предусмотрен специализированный жилищный фонд .

Служебная квартира предоставляется государственными или местными органами власти лицам, осуществляющим трудовые функции в данных структурах. У гражданина и его семьи не должно быть собственного жилого помещения в том регионе, где ему предстоит трудиться.

Жилищным кодексом РФ предусмотрен работником служебной квартирой, которая предоставляется по договору найма на срок исполнения работником трудовых отношений. На такой жилплощади предусмотрена .

Закон защищает некоторые категории граждан и запрещает их без предоставления им альтернативного жилья.

Предусмотрено принудительное выселение лиц, не желающих в добровольном порядке покинуть служебное жилье. Важно соблюсти определенный законом порядок.

Несмотря на запрет приватизации служебного жилого помещения, имеются законные способы .

Служебная квартира как жилое помещение специализированного жилищного фонда

Граждан, нуждающихся в жилье, государство или муниципалитет наделяют жилыми помещениями, из предусмотренного для таких целей . К такому жилью Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) относит (ст. 92):

  1. общежития;
  2. жилье маневренного фонда;
  3. жилые помещения, предназначенные для временного расселения граждан;
  4. для социальной защиты населения;
  5. служебное жилье;
  6. жилые помещения, предназначенных для социального обслуживания граждан;
  7. помещения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Служебная квартира представляет из себя жилое помещение, которое предоставляется гражданину в связи с исполнением им определенных трудовых отношений.

Перечень лиц, имеющих право на служебную жилплощадь, определяется отдельным законодательством (в зависимости от сферы деятельности лица).

Как правило, такое жилье предоставляется тем, кто должен неотрывно присутствовать в непосредственной близости от рабочего места. Еще одним условием является отсутствие своей в данном населенном пункте.

Служебным жильем могут быть:

  • квартиры;
  • общежития;
  • частные дома.

Однако, чтобы квартира могла предоставляться гражданину и его семье как служебная, она должна быть включена в специализированный жилой фонд в качестве служебного жилья . Данное положение принимается решением органов государственной власти или местного самоуправления - в зависимости от того, в чьей собственности находится жилплощадь.

Предоставление служебного жилья

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебное жилье положено предоставлять только тем гражданам, которые находятся в трудовых отношениях с:

  1. органами государственной власти;
  2. органами местного самоуправления;
  3. государственными или муниципальными предприятиями.

Также такое жилье положено лицам, назначенным на государственные должности РФ или субъекта РФ, либо избранным на выборные должности.

Соответственно квартира, предоставляется по договору найма служебного помещения на период действия трудового договора или контракта. Прекращение трудовых отношений влечет и расторжение договора найма.

Итак, служебную квартиру дадут гражданам, занимающим должности :

  • Депутата. При этом депутатом можно быть на любом уровне (государственном, субъектном или местном).
  • Военнослужащего.
  • Сотрудников правоохранительных органов (полицейские, следователи и др.), которых отправляют на службу в другой город или населенный пункт.
  • Пожарного в МЧС.
  • Учителя и врача. Это относится к тем, кто желает поехать работать в сельскую местность.
  • Госслужащего. Например, судьи, чиновники, работники министерств и ведомств и др.

В настоящее время предоставление служебного жилья практикуется и частными организациями - работодателями.

Порядок получения служебного жилого помещения

Служебное жилье выделяется по решению собственника помещения, а именно органами власти субъекта или муниципалитета. Решение принимается в форме приказа или постановления органа.

После принятия решения между лицом, уполномоченным осуществлять такие действия, и гражданином, которому предоставляется в пользование жилплощадь, заключается договор найма служебного жилого помещения. Данный порядок регламентируется нормативными актами соответствующего органа власти.

Такое помещение подлежит передачи по акту приема-передачи и акту технического состояния . В этих документах прописываются все недостатки предоставленного жилья, поэтому следует внимательно отнестись к содержанию данных документов. Это связано еще и с тем, что обратный порядок передачи помещения такой же. Следовательно, если будут замечены неисправности, их необходимо устранить за свой счет.

Заключение договора найма влечет для обеих сторон права и обязанности , связанных с пользованием помещением. Основными обязанностями нанимателя являются плата за пользование помещением и оплата коммунальных услуг. Кроме того, гражданин обязан за свой счет производить текущий ремонт . оплачивается собственником помещения.

Служебное жилье не должно использоваться гражданами для извлечения прибыли , а именно нельзя сдавать их в аренду, продавать, менять и др.

Данный запрет связан с тем, что жилье не принадлежит человеку на праве собственности и распоряжаться им по своему усмотрению он не может.

В договоре в обязательном порядке указываются все члены семьи гражданина, которые будут с ним проживать. По мере увеличения количества членов семьи этот перечень должен обновляться.

Какие документы нужны для постановки на служебное жилье?

При подаче заявления о предоставлении служебного жилья и для его рассмотрения необходимо приложить ряд документов. К ним, прежде всего, относятся:

  1. паспорт;
  2. трудовая книжка как подтверждение трудоустройства в данной организации и на соответствующей должности;
  3. документ, который указывает на отсутствие жилплощади в собственности ( или иной);
  4. свидетельство о заключении (или расторжении) брака;
  5. справка о составе семьи работника;
  6. трудовой договор или контракт - в нем прописан срок, в течение которого продлятся трудовые отношения;
  7. ходатайство или заявление со стоны работодателя.

Все документы прилагаются в копиях, которые необходимо заверить у нотариуса или работодателя.

Указанный перечень документации для получения служебной квартиры не является исчерпывающим . Он может пополняться в зависимости от ситуации и условий предоставления жилья.

Заявление о предоставлении служебного жилого помещения

Для получения служебного жилья в пользование необходимо написать заявление на имя руководителя органа власти. В нем указывается количество человек, которые будут жить вместе с нанимателем. Если имеются дети, то указывается их возраст.

Также в данном документе указывается все жилые помещения, имеющиеся у работника на праве собственности, если таковые имеются.

Гражданин настоящим заявлением дает согласие на обработку персональных данных. Также он подписывается под тем, что предоставляет достоверные данные о себе и членах своей семьи.

В случае изменения предоставленных сведений гражданин обязуется сообщить об этом.

На примере предоставления служебного жилья военнослужащим образец заявления выглядит следующим образом:

Можно ли прописаться в служебной квартире

Как правило, гражданина и членов его семьи в служебном жилье прописывают временно. Сделать это можно только с разрешения собственника. будет действовать определенный срок. Обычно прописка в служебном жилье действует тот период, на который заключен договор найма.

Регистрация по месту проживания в служебной квартире не дает права на оформление права собственности на нее.

Основной причиной выселения из такого жилья является прекращения трудовых отношений с организацией, предоставившей служебную жилплощадь. При разводе супругов второй супруг утрачивает право на проживание в данной квартире и подлежит снятию с регистрационного учета и выселению.

Выселение из служебного жилья

Выселение из служебной жилплощади возможно добровольно и в принудительном порядке. С добровольным порядком все достаточно просто. При окончании действия контракта или срочного трудового договора работник (служащий) обязан освободить занимаемое им помещение.

В том случае, если гражданин не желает выселяться добровольно из служебной квартиры, то сделать это возможно в принудительном порядке , а именно по решению суда.

Существует несколько оснований для принудительного выселения:

  • задолженность по оплате коммунальных платежей;
  • причинен вред жилью;
  • нарушаются права третьих лиц;
  • жилплощадь используется в коммерческих целях;
  • другие.

Процесс выселения занимает достаточно продолжительный период времени. Прежде чем обратиться за принудительным выселением в суд, собственник должен предпринять меры для мирного разрешения ситуации.

Собственник помещения должен направить нанимателю уведомление с требованием покинуть жилье. В уведомлении должен быть предложен определенный срок, после которого можно обращаться в судебные инстанции. Он составляет 5 дней.

После того как наниматель не предпринял действий к выселению из жилья, собственник вправе подать иск в суд. После того как решение вынесено в пользу собственника жилого помещения и оно вступит в законную силу нужно обратиться в службу судебных приставов . Далее судебный пристав будет исполнять судебное решение.

Кого не могут выселить из служебного жилья?

Существуют категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления им альтернативы, то есть взамен другого жилого помещения. К таким лицам в соответствии со ст. 103 ЖК РФ относятся:

  1. члены семей военнослужащих, сотрудников внутренних дел и других сотрудников государственных органов, погибших или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей;
  2. пенсионеры, проработавшие в организации до старости;
  3. члены семьи умершего работника;
  4. инвалиды 1 или 2 групп, ставшие таковыми по вине работодателя, получившие профессиональные заболевания, получившие ранения, исполняя свой долг по службе и другие;
  5. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  6. граждане, оставшиеся с малолетними детьми.

Чтобы таких граждан не выселили у них не должно быть собственного жилья, а также жилья, предоставленного им по договору социального найма.

Сдача квартиры при выселении

При выселении из служебной квартиры необходимо надлежащим образом ее сдать владельцу. О том, что жилье принято собственником и сдано нанимателем подписывается акт приема-передачи жилого помещения.

Уполномоченный представитель собственника должен произвести полный осмотр служебной квартиры и зафиксировать имеющиеся недостатки (если будут выявлены). При этом работник вправе не согласиться и указать свои замечания к акту.

Квартира должна быть в состоянии не хуже, чем она передавалась нанимателю. При этом должен учитываться ее нормальный износ.

Если осуществляется принудительное выселение, то составляется акт выселения . Он должен составляться в присутствии двух понятых.

Нужно ли делать ремонт перед сдачей служебной квартиры

Обычно в договоре найма прописываются обязанности нанимателя. Обязанность делать косметический ремонт входит в основной перечень. Частоту его проведения также отражает непосредственно договор.

Если жилье предоставлено с ремонтом и данный факт описан в договоре найма и акте приема-передачи, то при сдаче ремонт должен быть сделан. В противном случае с нанимателя будет взыскана сумма за косметический ремонт помещения, рассчитанная по рыночной цене.

В том случае если в соответствии с условиями договора найма служебного жилья, срок делать ремонт еще не наступил, то наниматель вправе отказаться его делать при выселении.

Можно ли служебное жилье перевести в собственность

Необходимо указать на то, что нормы ЖК РФ не предусматривают такой процедуры, как . И ст. 4 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает запрет на перевод служебного помещения в собственность граждан.

Такие помещения возможно приватизировать только после того, как они перейдут в муниципальную собственность (если собственник иной). После этого должно быть согласие собственника жилья на осуществление приватизации другим лицом.

Далее служебное жилье считается уже не служебным. Следовательно, может быть передано в пользование граждан по . Когда эти мероприятия проведены, то возможна приватизация в соответствии с жилищным законодательством.

Итак, нанимателю служебного жилья необходимо обратиться к руководству того предприятия, в собственности которого находится помещение, с прошением передать его в собственность. Заявление рассматривается в течение месяца. Далее выносится положительное или отрицательное решение по этому вопросу.

Если принято положительное решение, то предстоит согласовать переход квартиры в муниципальную собственность и снятия с нее статуса служебной. Только после решения этих нюансов можно перейти к стандартной процедуре приватизации.

Существует вариант, когда можно выкупить служебное жилье. Нужно отработать в организации и прожить в этой квартире не мене 10 лет . Кроме этого должно быть официальное признание нуждающимся в жилье.

Заключение

Важная особенность предоставления служебной жилплощади заключается в том, что человек не нуждается в жилье как таковом. Он имеет на него право в связи с исполнением определенных трудовых обязанностей в органах государственной или муниципальной властей.

Это говорит о том, что жилье предоставляется временно и на определенный срок. После истечения срока жильцов имею право выселить даже в том случае, если им негде жить.

Несмотря на запрет приватизировать служебное жилье, есть возможность обойти его. Для оформления права собственности на служебное жилье нужно поменять его статус. Сделать это возможно только с согласия собственника муниципального (государственного) жилья.

Вопрос

Нормы служебного жилья

Существую ли нормы по площади при предоставлении служебного жилья?

Ответ
Да, существуют. На человека должно приходиться не менее 6 кв. м жилой площади. Если в семье имеются разнополые дети в возрасте старше 9 лет, то они должны жить в раздельных комнатах. Следовательно, семье с двумя детьми разного пола положена трехкомнатная квартира. Но на практике эти нормы часто не соблюдаются, так как нуждающихся в служебной квартире очень много.

Подскажите перечень оснований для снятия с очереди на служебное жилье? И сколько раз я могу отказываться от предложенного служебного жилья на законных основаниях? Я военнослужащий контрактной службы. Первый раз мне распределили на двух человек однокомнатную квартиру из маневренного фонда, от нее я отказался в связи с тем, что скоро мы ждем рождения ребенка и поэтому можем претендовать на двухкомнатную квартиру. Я предоставил справку из поликлиники о том, что жена стоит на учете на 35-й неделе беременности. Сейчас мне пришло второе извещение, что опять распределили однокомнатную квартиру, а жена еще не родила, на днях ждем.

:

В соответствии с ч. 2 ст. 99 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.11.2015), специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно п. 5 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (ред. от 21.03.2013) "О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", при несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа отказ от предоставления служебного жилого помещения, оформленный в корешке № 2 к сообщению о предлагаемом жилом помещении, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции.

В случае не поступления от военнослужащих, которым направлены сообщения о предоставлении жилых помещений, согласия с предоставлением жилых помещений в течение десяти дней с даты поступления в структурное подразделение уполномоченного органа уведомления о вручении сообщения, указанные служебные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим, включенным в список на предоставление служебных жилых помещений.

Обеспечение служебными жилыми помещениями военнослужащих, указанных в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, осуществляется в порядке, определенном настоящей Инструкцией.

Антон, основанием для отказа в предоставлении служебных жилых помещений является обеспеченность жильем в соответствующем населенном пункте.

Ограничения по количеству отказов от предоставления служебного жилого помещения не установлены.

Вопрос:

Здравствуйте! Подскажите перечень оснований для снятия с очереди на служебное жилье? И сколько раз я могу отказываться от предложенного служебного жилья на законных основаниях? Я военнослужащий контрактной службы. Первый раз мне распределили на двух человек однокомнатную квартиру из маневренного фонда, от нее я отказался в связи с тем, что скоро мы ждем рождения ребенка и поэтому можем претендовать на двухкомнатную квартиру. Я предоставил справку из поликлиники о том, что жена стоит на учете на 35-й неделе беременности. Сейчас мне пришло второе извещение, что опять распределили однокомнатную квартиру, а жена еще не родила, на днях ждем.

Антон, 26 лет, г. Ставрополь

Ответ:

Антон, здравствуйте. В соответствии с ч. 2 ст. 99 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.11.2015), специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно п. 5 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (ред. от 21.03.2013) "О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", при несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа отказ от предоставления служебного жилого помещения, оформленный в корешке № 2 к сообщению о предлагаемом жилом помещении, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции.

В случае не поступления от военнослужащих, которым направлены сообщения о предоставлении жилых помещений, согласия с предоставлением жилых помещений в течение десяти дней с даты поступления в структурное подразделение уполномоченного органа уведомления о вручении сообщения, указанные служебные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим, включенным в список на предоставление служебных жилых помещений.

Обеспечение служебными жилыми помещениями военнослужащих, указанных в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, осуществляется в порядке, определенном настоящей Инструкцией.

Антон, основанием для отказа в предоставлении служебных жилых помещений является обеспеченность жильем в соответствующем населенном пункте.

Ограничения по количеству отказов от предоставления служебного жилого помещения не установлены.

Александр Томенко, военный юрист

Здравствуйте, уважаемый Михаил!
Начнем с главного - п. 1 ст. 15.1. Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих», норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Но на основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Согласно ч. 1 ст. 15 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. По ч. 2 этой же статьи, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии. Поэтому если воспользоваться возможностью написать мотивированный отказ от проживания в общежитии - допустим, несоответствие иных требований, предъявляемых к жилому помещению (ниже указаны), то обязательно на то должны быть соответствующие причины (как пример, если общежитие официально признано непригодным к проживанию или требуется капитальный ремонт здания).
Во всех других случаях, если у военного ведомства имеется возможность предоставить общежитие, поднаемные не платятся. При этом нежелание военного переселяться из снимаемой квартиры или иного жилья в общежитие не учитывается.
И, если Вы откажетесь от проживания в общежитии, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачиваться не будет. Далее также нужно учесть следующие моменты - в случае предоставления Вам иного жилого помещения. На основании ч. 1 ст. 104 ЖК РФ, служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Согласно ч. 3 этой же статьи, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации.
Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Но бывают ситуации, когда надлежащие служебное жилье военнослужащему предоставить не возможно по причине его отсутствия. В таких ситуациях воинская часть должна для военнослужащего арендовать жилье. Или пойти другим путем – выплачивать за проживание военнослужащего в арендованном жилье компенсацию в денежном виде, если он желает этого.
В случае предложения жилого помещения, не соответствующего требованиям, военнослужащий вправе отказаться от него.
Но очень важно учитывать именно аргументированный, основанный на положениях закона отказ, поскольку согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в вышеназванном абзаце настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Поэтому обязательно отказ от предлагаемого жилого помещения должен быть мотивирован (аргументирован) с указанием причин такого отказа:
к примеру, несоответствие предлагаемого жилого помещения (квартиры) нормам площади положенной по закону; несоответствие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (наличие дефектов качества отделки, нарушения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов: грибки, плесень, повышенная влажность и т.д., отсутствие необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования); недопустимость ухудшения действующих (существующих) жилищных условий.
При наличии мотивированного отказа военнослужащий продолжает снимать квартиру и получать поднаёмные.
Также следует учитывать, что отказ военнослужащего от квартиры, предложенной ему государством, не может быть поводом для исключения из очереди нуждающихся в получении жилья.

Разнообразие форм реализации жилищных прав военнослужащими и особенности их реализации порождают немало проблем, требующих продуманного законодательного регулирования и выработки единообразной судебной практики. Одной из таких проблем является злоупотребление правом.

Не претендуя на выяснение всех возможных способов злоупотребления правом, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащими, обратимся к анализу отдельного вопроса, актуального и не описанного на страницах журнала, - отказа военнослужащего от предоставленного жилого помещения.

В юридической литературе не существует однозначного понятия "злоупотребление правом". Ряд авторов полностью отвергают это понятие, считая его противоречивым, лишенным всякого правового смысла, поскольку осуществление права не может быть противоправным. Смысл данной позиции сводится к тому, что поскольку лицо в своем поведении вышло за пределы содержания предоставленного ему субъективного права, то его нельзя считать лицом, осуществляющим свое право. В данном случае оно не злоупотребляет своим правом, а лишь действует противоправно <1>.

——————————–
<1> Агарков М.М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1946. N 6. С. 427; Самойлова М.В. Право личной собственности граждан СССР: Автореф. дис. … канд. наук. Л., 1965. Стр. 11.

Тем не менее жилье является одним из базовых жизненных благ для любого человека. Особенно этот вопрос актуален для тех военнослужащих, которые проходят службу в распоряжении командиров (начальников) и не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилого помещения.
По мнению Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, одной из основных причин нарушения жилищных прав увольняемых военнослужащих является приобретение жилья в регионах, не востребованных увольняемыми военнослужащими в качестве избранного постоянного места жительства или с потребительскими качествами ниже типовых <2>.
——————————–
<2> Справка о рассмотрении военными судами гражданских дел, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 6. С. 33 - 58.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как сказано в п. 19 ст. 15 названного Закона, военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Согласно п. 5 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512" требования военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), не обоснованные нормами федерального законодательства, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с вышеуказанным Приказом при несогласии военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке к извещению.
В случае непоступления от военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), которым направлены извещения, согласия с предоставлением распределенных жилых помещений в течение пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомления о вручении извещений военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими (гражданами, уволенными с военной службы), принятыми на учет.
В проекте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" рекомендуется обратить внимание судов на то, что законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо условий, позволяющих военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) предъявлять дополнительные требования к предоставляемому ему благоустроенному жилому помещению по месту военной службы либо по избранному месту жительства, а отказ от такого жилого помещения по мотивам отсутствия права выбора жилого помещения должен признаваться судом необоснованным.
В случае если военнослужащий, проходящий военную службу в добровольном порядке до получения жилого помещения, необоснованно отказывается от предоставленного жилого помещения по указанным мотивам, действия такого военнослужащего могут быть расценены как злоупотребление правом. В этом случае последующее увольнение военнослужащего с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях будет являться правомерным.
18 февраля 2014 г. в г. Москве на Гоголевском бульваре состоялся пикет военнослужащих по поводу многочисленных нарушений, связанных с застройкой и эксплуатацией жилья в Подмосковье. По мнению военнослужащих, дома для очередников построили на территории промышленной зоны "Подрезково", не проведя рекультивацию земель и не изменив границы санитарно-защитной зоны расположенного поблизости Черкизовского северного кладбища.
В коллективным обращении, адресованном В. Путину, озвученном на пикете, военнослужащие обратились с просьбой прекратить заселение московского района Молжаниново, а также не верить докладам чиновников Минобороны России о том, что вопрос с обеспечением военных жильем практически решен, поскольку это не соответствует действительности.
По мнению военнослужащих, кроме действующего Черкизовского северного кладбища, на указанной территории вообще нет никакой инфраструктуры. На территории промышленной зоны "Подрезково" в соответствии с требованиями СанПиНов разрешено строительство только производственных и культурных объектов. Строительство жилого дома осуществлялось в пределах приаэродромной территории аэропорта Шереметьево. О необходимости этих мер, отмечают активисты, мэр Москвы С. Собянин еще в марте 2011 г. сообщал тогдашнему министру обороны А. Сердюкову <3>.
——————————–
<3> URL: http://izvestia.ru/news.

Из приведенного примера следует, что для того, чтобы определить, является ли отказ военнослужащего от жилого помещения злоупотреблением правом, необходимо исследовать вопрос, каким условиям должно соответствовать предоставляемое жилье (место расположения, наличие инфраструктуры и т.д.).
Согласно ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) объектом жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Таким образом, жилое помещение обладает целым рядом юридических признаков и, кроме того, существуют определенный порядок признания помещения жилым, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности <4>.
——————————–
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Как сказано в ч. ч. 4 и 5 ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Формулировку "право свободного выбора жилых помещений" в данном случае следует воспринимать как свободный выбор возможности удовлетворения потребности в жилье. Однако положение о свободе выбора жилого помещения представляется крайне сомнительным. Достаточно обратиться к ст. 49 ЖК РФ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Процедура получения такого жилья столь "строга", что о выборе жилого помещения не может быть и речи. Редакция ч. ч. 4 и 5 в этом плане, безусловно, неудачна. Предусмотренную "свободу выбора жилых помещений" следует воспринимать как свободный выбор возможности удовлетворения потребности в жилье <5>.
——————————–
<5> Шешко Г.Ф. Право на жилище: конституционные принципы и жилищное законодательство // Цивилист. 2007. N 4.

Как указывается в ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), как правило, в виде отдельной квартиры в пределах социальной нормы. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Исходя из ч. 1 ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений должны учитываться интересы не только военнослужащего, но и членов его семьи. Допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия.
В соответствии с п. п. 5.1 и 5.2 СНиП 31-01-2003 от 23 июня 2003 г. N 109 "Здания жилые многоквартирные", принятых Постановлением Госстроя России, квартиры в жилых зданиях следует проектировать исходя из условий заселения их одной семьей.
В соответствии с ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Основным критерием отнесения помещений к жилым помещениям является их вхождение в жилищный фонд.
Как показывает исследование проблемы, очень часто у военнослужащих возникает вопрос, будет ли считаться злоупотреблением правом отказ от получения жилого помещения, которое находится в доме, который не введен в эксплуатацию <6>.
——————————–
<6> Форум правовой взаимопомощи военнослужащих / URL: http://voensud.ru. Рубрика "распределили, но ключи не дают".

Как сказано в ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма. Договор социального найма является основанием для вселения соответствующего гражданина в предоставленное жилое помещение.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N 1550 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" утверждена Инструкция, которая определяет задачи и порядок организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и служебными жилыми помещениями.
Из вышеназванного Приказа следует, что в обязанности Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации входит заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.
В п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, также говорится, что наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Далее остановимся на требованиях к расположению предоставляемого жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В Постановлении Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" сказано, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.
Как указывается в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Далее остановимся на требованиях к инфраструктуре.
Согласно СНиП 2.07.01-89 (СП 42.13330.2011), утвержденных Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820, жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, не совместимые с требованиями названных норм, не допускается размещать в жилых зонах.
Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением.
В Приказе Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820 "Об утверждении свода правил "СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" <7> определено допустимое расстояние от кладбищ до стен жилых домов, которое должно быть не менее 100 м, а расстояние от границ участка промышленного предприятия до жилых зданий, участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать не менее 50 м <8>.
——————————–
<7> Бюл. строительной техники. 2011. N 3.
<8> СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. М., 1994.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, вступившие в силу 15 августа 2010 г., говорят о том, что "отводимый под строительство земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений" (п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 от 10 июня 2010 г.).
При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала (микрорайона) в целом.
В заключение необходимо подчеркнуть, что законодательство выделяет следующие признаки жилого помещения: недвижимый характер, изолированность и пригодность для постоянного проживания граждан (соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), наличие которых у помещения позволяет обрести ему статус жилого помещения, который возникает с момента юридического установления соответствия помещения признакам жилого помещения.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Таким образом, если многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию, зарегистрировать права на него как на недвижимое имущество в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет невозможно.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Таким образом, если нет регистрации недвижимости - нет объекта недвижимости, а если нет разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости - невозможна его регистрация.
В соответствии с п. 21 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N 1550 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями", информация о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на приобретенные и построенные жилые помещения и о государственной регистрации права оперативного управления на жилые помещения направляется в течение двух рабочих дней Департаментом имущественных отношений в Департамент жилищного обеспечения для распределения и заключения с военнослужащими в установленном порядке договоров социального найма жилого помещения (найма служебного жилого помещения).

Таким образом, отказ от предоставленного жилого помещения, которое таковым не является в связи с несоответствием установленным законодательством требованиям, не может являться злоупотреблением правом со стороны военнослужащего.

Калашников В.В., начальник учебной части - заместитель начальника военной кафедры при Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

Вам также будет интересно:

Кумин, зира и тмин: чем отличаются и в чём похожи восточные специи?
Тмин (Carum carvi) - древняя пряность Востока, известная пять тысячелетий. Благодаря...
Исцеление болезней числовыми кодами
При работе с числовыми рядами Григория Грабового могут возникать вопросы, потому что не...
Что такое общая папка и как ее использовать
Здравствуйте, читатели сайта IT-уроки! Первое, что должен знать каждый новичок, сев за...
Подключение планшета Android в автомобиле Советский усилитель подключение к планшету
Благодаря широкому функционалу, немало автолюбителей стали использовать планшет вместо...
Почему не работают колонки и на компьютере нет звука
Доброго дня.Эта статья, основанная на личном опыте, представляет собой своего рода сборник...