Сын ключницы. Кем была Малуша? Отъезд рогнеды в полоцк

II. Малуша-ключница. – Рогнеда. – Анна-болгарыня. – Олова-варяжка. – Мальфреда-чехиня. – Адиль. – Преслава. – Ингигерда

После княгини Ольги на историческом поприще является несколько женских личностей; но они проходят почти незаметно, не как исторические женщины, а почти как исторические тени, и только некоторые из них, если и недостаточно явственно очерчиваются на общем фоне истории, однако же, и не окончательно теряются в общей массе событий.

Эти женщины были: Малка или Малуша, ключница княгини Ольги, сестра известного Добрыни и мать князя Владимира-Святого, а потом некоторые его жены, как-то: Рогнеда – полоцкая княжна, мать Изяслава, Ярослава и Всеволода; Анна-болгарыня, греческая царевна, мать Бориса и Глеба; Олова-варяжка, мать Вышеслава; Мальфреда-чехиня, мать Святослава; Адиль или Адель – мать Мстислава (Владимировичей); Преслава или Предслава – дочь Владимира; Ингигерда – дочь шведского короля Олова и жена Ярослава.

О Малке или Малуше известно только то, что она была сестра Добрыни, знаменитого «кормильца» и дяди Владимира Святого, и состояла ключницей при княгине Ольге, следовательно, по тогдашним общественным отношениям считалась «рабыней. Хотя многоженство в то время и было в обычае, как выражение языческих воззрений на брак, однако, когда Ольга узнала о брачной связи своего сына Святослава с ключницею-рабынею, она в гневе отослала от себя Малушу, которую не могла признать законною или «водимою» женою своего сына и которая в этом изгнании и родила сына Владимира, впоследствии «равноапостольного» просветителя русской земли. «Володимер бо бе от Малки, ключницы Ольгины, – говорит летописец, и бе рождение Володимеру в Будутине веси: тамо бо в гневе отослала ее Ольга, село бо бяше ея тамо.»

Вот все, что оставили нам летописи о Малуше, матери «Володимера стольно-киевского», самого любимого героя народных былин и популярнейшей личности во всей нашей древней истории, – Владимира, крестившая русский народ, Владимира, окруженного сонмом богатырей, одним словом, «Володимера красное солнышко». Только косвенно – сколько нам известно из тех же летописей – судьба Малуши, как рабыни, имела влияние на дальнейшую судьбу её сына и была источником немалых для него неприятностей: Владимира не хотели признавать – ни отец равноправным сыном с другими сыновьями, ни братья – равноправным братом, ни Рогнеда, полоцкая княжна, за которую он впоследствии сватался, не хотела признать Владимира достойным её руки, называя его «робичичем.»

Вот эти неприятности, невольною причиной которых была Малуша.

Святослав, сын Ольги, предпочитал, как мы видели выше, свое княжение в болгарском городе Переяславце княжению в Киеве. По смерти Ольги, он поспешил в свою любимую резиденцию, а старших сыновей своих: Ярополка посадил в Киеве, а Олега – в земле древлянской; только младшему Владимиру он не дал ничего, и именно потому, что тот был сыном рабыни. Новгород, оставшийся без князя, завидуя Киеву и древлянской земле, имевшим своих князей, послал к Святославу просить и для себя князя.

– Аще не пойдете к нам, – говорили послы новгородские Святославу, – то налезем князя собе (т.-е. поищем на-стороне).

Святослав отвечал: «А бы пошел кто к вам», т. е. «если бы был кто у меня, я бы послал его к вам», забывая или не желая помнить, что у него есть сын Владимир. Когда же спросили Ярополка и Олега – хотят ли они идти в Новгород, те отказались – «отпреся Ярополк и Олег.» Не спросили только Владимира – его обошли.

Тогда Добрыня научил новгородцев: «Просите Владимира». Добрыне, брату Малуши, конечно желательно было, чтобы сын её, а его племянник, сделался князем в Новгороде. Новгородцы послушались совета Добрыни.

– Дай нам Владимира, – сказали они Святославу.

– Возьмите, – отвечал тот.

Сына Малуши, следовательно, забыли, как будто бы его и не было. Надо полагать, что он и жил с матерью в изгнании, в селе Будутине.

Затем, когда впоследствии Владимир, уже княживший в Новгороде, сватался за Рогнеду, эта гордая полоцкая княжна, понимая различие между Владимиром, сыном Малуши, и Ярополком, его старшим братом, рожденным не от рабыни, а от «водимой» жены, отвечала:

– Не хочу я за робичича, за Ярополка хочу.

Личность Рогнеды («Рогнедь»), в ходе исторических событий следующая за Малушей, выступает перед нами несколько рельефнее и очерчивается яснее не только этой последней, но и остальных исторических женских личностей того времени.

Как княжна, воспитанная до известной степени в понятиях своего княжеского рода, она без сомнения знала, что, при многоженстве, дети князей, рожденные от жен незнатного происхождения, не от княжон, а от рабынь, во всяком случае, не считались вполне равными детям матерей из княжеского рода, а потому понимала сама или научена была старшими, что если выбирать кого из двух женихов, то следует отдать предпочтете тому, который родился от матери княжеского рода. Вот почему молодая княжна отвечала: «Не хочу замуж за сына рабыни, а хочу я за Ярополка».

Дело в том, что когда, по смерти Святослава, сыновья его: Ярополк, княживший в Киеве, и Олег, сидевший в древлянской земле, стали враждовать между собою и последний погиб в битве, а Владимир, сидевший в Новгороде, боясь, чтоб и его не постигла участь брата, бежал за море и воротился оттуда с варягами, которых и повел на старшего брата, – Ярополк, желая заручиться сильным союзником для войны с братом, сосватал за себя дочь полоцкого князя Рогволода, Рогнеду. С своей стороны Владимир тоже желал иметь союзника в Рогволоде и, по совету Добрыни, послал к нему отроков, которые должны были сосватать за него молодую княжну, невесту Ярополка. Рогволод, поставленный между двумя сильными и опасными претендентами на руку его дочери, предоставил ей самой выбрать одного из двух представлявшихся ей женихов.

Вот тут-то гордая княжна и сказала отроку Владимира ту знаменитую историческую фразу, которая стала источником страшных бед для всей её родины, для её семьи и отравила затем всю её жизнь.

– Не хочу я за робичича, за Ярополка хочу, – вот та историческая фраза, которая сорвалась с языка молодой девушки, не предвидевшей, конечно, какая редкая в истории слава ожидает этого «робичича».

Когда отроки привезли Владимиру оскорбительный ответ Рогнеды, он, по совету того же пестуна своего и дяди, честолюбивого Добрыни, брата той женщины – Малуши, которую Рогнеда высокомерно назвала рабою, а по ней и сына её, князя Владимира, «робичичем», собрал сильное войско из варягов, новгородцев, чуди и кривичей, и двинулся на Полоцк, чтоб отмстить и за свое оскорбление, и за оскорбление матери, и, наконец, за оскорбление Добрыни, по-видимому руководившего всеми действиями юного князя. Нападение на Полоцк сделано было в то самое время, когда Рогнеду уже готовились «вести за Ярополка». Полоцк был взят, Рогволод с сыновьями убит, а Рогнеда взята, и волей неволей должна была сделаться женою «робичича».

Все это была, главным образом, месть Добрыни за оскорбление сестры его, а вместе с тем и его самого, почти самовластно управлявшая Новгородом за малолетством своего племянника. Гордый отказ Рогнеды был началом той жестокости, с которою действовал Владимир: за презрительный её ответ, Добрыня, а не кто другой желал, чтобы молодой княжне отмстили позором, гибелью отца и братьев, порабощением её родины – все это в характере того времени, как мы и видим из безыскусного рассказа летописца: «Яко Роговолоду держащю и володеющю и княжащю полотьскую землю, а Володимеру сущу Новегороде, детьску сущю еще и погану (некрещеному), и бе у него Дъбрыня воевода, и храбор, и наряден муж, и сей посла к Роговолоду и проси у него дщере за Володимера.» Мы знаем презрительный ответ Рогнеды. «Слышав же Володимер, – продолжает летописец, – разгневася о той речи, оже рече: «не хочю я за робичича», пожалися Добрыня и исполнися ярости… и Добрыня поноси ему (Рогволоду) и дщери его, нарек ей робичича, и повеле Володимеру быти с нею пред отцем ея и матерью».

Рогнеда, таким образом, была взята Владимиром против её воли. Не красна была её жизнь с этим мужем. Овладев всею русскою землею, полонив землю полоцкою – наследие Рогнеды, и утвердившись в Киеве, Владимир набрал себе много других жен: были у него, как известно и гречанки – вдова брата Ярополка, и болгарыни – Анна греческая – царевна, и чехини – Мальфреда, и варяжки – Олова, и шведки – Ингигерда и т. д. Кроме пяти законных жен он имел 300 не «водимых» жен в Вышгороде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове и много других, случайных, будучи, по выражению летописца, женолюбив как Соломон. За всем этим множеством жен Владимир почти не знал Рогнеды, из-за обладания которой было сделано столько жестокостей, пролито столько крови.

Рогнеда, как одна из первых жен князя по старшинству замужества и гордая своим родом, не могла перенести этого унижения, и решилась отмстить Владимиру и свой позор, и его холодность, и гибель всего своего рода. У неё был уже от Владимира сын Изяслав, и она могла опасаться, что её унижение перенесется и на сына, уже подраставшего мальчика. Однажды, когда Владимир пришел к ней и уснул, Рогнеда решилась зарезать его; но когда она занесла уже руку с ножом, князь проснулся и схватил ее за руку. Рогнеда сказала тогда мужу:

– Горько уж мне стало: отца моего ты убил, и землю его полонил из-за меня, а теперь – не любишь меня и младенца моего.

Тогда Владимир велел ей одеться во все княжеское одеяние, так как она одета была в день свадьбы, и на богатой постели дожидаться его. Владимир решился прийти и убить ее в том богатом наряде, в котором он видел ее еще невестою.

Хотя Рогнеда и исполнила все, что ей приказывал муж, но вместе с тем позвала своего маленького сына, дала ему в руки обнаженный меч и научила его сказать так:

– Смотри, когда войдет отец, ты выступи вперед и скажи ему: разве ты думаешь, что ты один здесь?

Ребенок исполнил, как научила его мать. Когда Владимир увидел сына, которого он не ожидал встретить в спальной Рогнеды, и услышал его слова, то сказал: «А кто ж тебя знал, что ты здесь!» И затем бросил меч, приказал созвать бояр и рассказал им все, что тут было. Этим он как бы просил бояр – своих советников – рассудить его с женою.

– Не убивай уж ее ради этого ребенка, – сказали бояре: – восстанови её отчину и дай ей с сыном.

Владимир не убил Рогнеды, но и не восстановил её отчизны, полоненного Полоцка с землею: он построил ей особый город, назвав его в честь сына – Изяславлем, и отдал этот город покинутой жене с её ребенком. С той поры, – говорит летописец, – внуки Рогволодовы враждуют с внуками Ярославовыми.

Впоследствии, когда Владимир сделался уже христианином и женился на Анне, греческой царевне, он послал к Рогнеде сказать:

– Вот я уже крещен, принял веру и закон христианский, а потому подобает мне иметь одну жену, которую я взял уже в христианствё. Выбери себе кого хочешь из моих вельмож, и я сочетаю тебя с ним.

На это Рогнеда отвечала с свойственной ей твердостью:

– Или ты один хочешь царство земное и небесное воспринять, а мне мало того, что этого временного царства не дал, но и будущего не хочешь дать? Ты ведь отступил от идольской прелести в сыновление Божие, а я была уже царицею и не хочу быть рабою ни земному царю, ни князю, но хочу уневеститься Христу и приму ангельский образ.

Около неё «сидел» в это время другой сын – Ярослав, будущий законодатель русской земли и будущий знаменитый «хромой князь плотников новгородцев», как над ним перед битвой насмехался воевода Волчий-Хвост. Ярослав «сидел» потому, что не владел ногами – «бе бо естеством таков от рождения». Но когда он услыхал слова отца, предлагавшего матери его выйти замуж, и ответ Рогнеды Владимиру, мальчик с плачем вздохнул и обратился к матери:

– О, мать моя! воистину ты царица царицам и госпожа госпожам!

И от этих слов он встал на ноги в первый раз в жизни, а до того времени совсем не ходил. Рогнеда же постриглась в монахини и названа была Анастасией.

Вот все, что нам известно о судьба Рогнеды.

Почти в одно время и рядом с этой несчастной и замечательной женщиной на исторической сцене появляется греческая княжна Анна. Одни называют ее «грекиней», другие – «болгарыней», славянкой из Болгарии. Весьма вероятно, что хотя Анна была греческая царевна, но родилась в Болгарии и от отца болгарина. Мать её, дочь византийского императора Романа, при котором Ольга приняла крещение, была замужем за болгарским царем, а во время Владимира в Византии царствовали её племянники-императоры Василий и Константин, приходившиеся двоюродными братьями царевне Анне. Вот почему Анна могла справедливо называться и «грекинею» и «болгарынею», и это не было ошибкой ни в том, ни в другом случае.

Когда Владимир, еще будучи язычником, взял Корсунь или Херсон, принадлежавший грекам, убил тамошнего князя с княгиней и дочь их бывшую за Жильберном, то отправил, вместе с этим последним и своим воеводой Олегом, послов к греческим императорам Василию и Константину со следующим предложением:

– Я взял ваш славный город. Слышу, что у вас есть сестра в девицах: если вы не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет тоже, что с Корсунем.

На эту страшную угрозу могущественного язычника, опасную силу которых уже не раз испытывала Византия, испуганные императоры отвечали уклончиво, не смея прямо отказать Владимиру.

– Не подобает, – говорили они через послов своих: – христианам отдавать родственниц своих за язычников. Если ты крестишься, то и сестру нашу получишь, а вместе с тем и царство небесное, и будешь нашим единоверцем. Но если не хочешь креститься, то мы не можем выдать за тебя сестры нашей.

Владимир велел сказать царским послам:

– Скажите царям, что я крещусь. Я уже прежде испытал ваш закон: люба мне вера ваша и служение, о которых рассказывали мне посланные от меня мужи.

Обрадованные таким ответом цари умолили Анну согласиться на брак с Владимиром, и когда получили её согласие, вновь отправили посольство в Корсунь.

– Крестись, – велели они сказать: – и тогда пошлем тебе сестру.

Но осторожный Владимир приказал послам своим передать императорам:

– Пусть крестят меня те священники, которые придут ко мне с вашею сестрою.

Греческим императорам ничего не оставалось, как исполнить желание Владимира, и потому они отправили свою сестру в Корсунь. Ее сопровождали и священники.

Молодая царевна боялась идти в неведомую страну, к варварам и язычникам.

– Иду точно в полон, – плакалась она: – лучше бы мне умереть здесь.

Братья уговаривали сестру принести для всей империи эту великую жертву и своей уступкой спасти и их самих и их царство. Они действовали на её молодое воображение, на её христианскую ревность.

– А что, – говорили они: – если тобою Бог обратит в покаяние русскую землю, а греческую избавит от лютой рати? Видишь, сколько зла наделала Русь грекам! И теперь, если не пойдешь, будет то же.

С трудом смогли уговорить они бедную девушку решиться на такую жертву – оторваться от всего дорогого и ехать в далекую сторону, к скифам, как понимали тогда русскую землю. Анна решилась пожертвовать собой, села на корабль, распростилась с родными и с горем отплыла в Корсунь.

Жители Корсуня, большею частью греки, встретили свою царевну с большим торжеством.

Во время приезда царевны, Владимир разболелся глазами так сильно, что совсем ничего не стал видеть, и очень скорбел об этом. Царевна велела сказать ему:

– Если хочешь исцелиться от болезни – крестись скорей, а если не крестишься, то и не вылечишься.

– Если поистине так случится, то и вправду велик будет Бог христианский, – отвечал на это Владимир.

Затем он объявил, что готов принять крещение. Корсунский епископ и прибывшие с царевною священники огласили об этом торжестве и крестили язычника. Едва только возложены были на крещаемого руки, он внезапно прозрел и воскликнул:

– Только теперь познал я истинного Бога!

Вслед за чудным исцелением Владимира крестились и многие из дружины князя.

Брак не замедлил совершиться, и Владимир возвратился из Корсуня в Киев уже с своею новою христианскою женою.

Вот в это-то время, конечно, когда Владимир предложил своей бывшей жене Рогнеде выйти замуж за любого из вельмож, Рогнеда пошла в монастырь, бросив свое языческое, но ставшее столь известным в истории, имя.

О дальнейшей же судьбе Анны почти ничего неизвестно: знаем только, что она умерла вдали от своей родины раньше своего мужа, а именно – в 1011 году.

Около этого же времени, как бы мимоходом, появляется на исторической сцене Предслава или Преслава, дочь Владимира и сестра злополучных юношей-мучеников Бориса и Глеба, но тотчас же и исчезает с этой сцены ужасов, убийств и кровопролитий.

Когда умер Владимир и об этом событии не могла еще дойти весть до Новгорода, где сидел сын его Ярослав, прозванный впоследствии «окаянным», успел умертвить брата своего Бориса, чтоб одному быть властителем русской земли, Предслава тайно послала в Новгород сказать своему брату Владимиру: «Отец умер, Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, послал и на Глеба – берегись его!»

Затем Предслава появляется вновь, и также мельком, под 1017 годом, т. е. через два года после смерти отца. Польский король Болеслав еще раньше этого сватался за Предславу, но получил отказ. В отмщение за это и для распространения своей власти на русском востоке, Болеслав пошел войной на Русь, разбил Ярослава, брата Предславы, и взял Киев. Здесь-то он и нашел Предславу. Желая отомстить позором дочери за отказ её отца, Болеслав взял несчастную княжну к себе в наложницы, вместе с другою сестрою, которой имя нам неизвестно.

Какая участь должна была ожидать Предславу в Польше – известий об этом наши летописи не сохранили.

Так же безвестно проходят перед нами жена Ярослава Ингигерда, дочь шведского короля Олофа, затем сестра Ярослава и Предславы – Доброгнева или Мария, которая в 1043 году выдана была в замужество за Казимира Польскаго и повезла с собою богатое приданое, по словам летописца; потом Анастасия, дочь Ярослава, отданная замуж за венгерского короля Андрея, Анна, выданная за французского короля Генриха I-го и знаменитая «дева русская» Елизавета – за Гаральда Норвежскаго.

О последней сохранилось в нерусских памятниках богатое поэтическое предание: как Елизавета пленила сердце Гаральда, как он старался геройскими подвигами заслужить её расположение, мыкался по морям, терпел страшные лишения, показывал чудеса храбрости, но все-таки долго не мог покорить русской красавицы, о чем и передает известная песня, которую будто бы пел Гаральд, – песня, оканчивающаяся (в русском переводе) известным припевом: «А дева русская Гаральда презирает…»

Хотя вообще положение русской женщины в это далекое от нас время представляется до того неясным, что даже немногие из них исторические личности, кроме Ольги, Рогнеды и Анны, проходят какими-то тенями перед глазами историка, однако по некоторым данным можно заключить, что положение это вполне соответствовало грубости нравов того времени, особенно же при естественном господстве и уважении материальной силы предпочтительно перед силами нравственными.

Правда, женщины княжеского рода, при малолетстве детей, управляют землей наравне с князем, имеют даже и при жизни князей свои дружины, как это подтверждают и слова Владимира в былине: «Гой еси, Иван Годинович! возьми ты у меня, князя, сто человек русских могучих богатырей, у княгини ты бери другое сто»; жены, по смерти мужей, получают часть наследства, даже дочери, если у них не было братьев, и только при братьях сестры ничего не получают, почему братья обязываются выдавать их замуж; женщины провожают своих мужей на битву; княжеские жены имеют свои волости, как Рогнеда; князья иногда советуются со своими женами о делах, как Владимир с Анною о церковном устройстве, и проч.; но в тоже время языческое многоженство ставит женщину в самое обидное положение.

Что касается быта собственно княжеского, то в положении женщины замечается, в этот период времени, такая особенность, какой мы не замечаем в последующем ходе русской истории или по крайней мере видим ее гораздо реже: это то, что женами первых русских князей являются женщины всех национальностей – и «грекини», и «чехини», и «болгарыни», немецкие и варяжские княжны, равно и руские княжны уходят замуж далеко от родины: в Германию, Венгрию, Польшу, Норвегию и Францию.

Следующие за этим начальным периодом истории Русской земли столетием – одиннадцатое и двенадцатое – представляют какое-то беспорядочное брожение и борьбу элементов: князья-родичи враждуют из-за земель, из-за уделов, что, впрочем, продолжается до XV-гo века; незаселенные земли постепенно, хотя медленно, заселяются; яснее обозначается русская жизнь в отдельных русских областях – Суздальской, Владимирской, Киевской, Новгородской, Галицкой и т. д. Вся поглощенная борьбою своих собственных элементов и отражением от своих областей кочующих соседей-печенегов, потом половцев, торхов, берендеев, черных-клобуков – Русь как бы забывает о варягах и греках, и надолго замыкается в себе самой, в своем собственном внутреннем историческом росте.

В этой борьбе элементов и в процессе этого внутреннего постепенного гражданского роста женщина показывается редко, в неясных или слишком общих очертаниях, так что ни одна женская личность не выявляется даже в тех неясных образах, в каких выявились, например, Ольга, «переклюкавшая» греческаго императора, гордая Рогнеда, не хотевшая «разуть робичича», Елизавета, прославленная песнью Гаральда.

Целых два века дают нам каких-нибудь две-три женщины личности, о которых летописцы упоминают вскользь, случайно, как например о том, что какая-то сердобольная попадья, недалеко от Юрьева, сжалившись над страданиями ослепленного братьями Василька, вымывает кровавую сорочку этого несчастного князя, когда он лежал в беспамятстве, и потом поит его водой, когда больной приходить в себя, или о том, что княгиня Рогнеда (другая), сестра князя Ростислава, бывшая замужем за Олегом, князем Северским, уговаривает умирающего брата не покидать ее, а «лечь в построенной им церкви» в том городе, где живет Рогнеда, или, наконец, о том, что Ольга, несчастная жена знаменитого князя Ярослава Владимировича Галицкаго, упоминаемаго в «Слове о полку Игоря», под именем «Осмомысла» и променявшего свою жену на какую-то Настасью, убегает из Галича в Польшу с сыном Владимиром, а галичане, схватив возлюбленную Осмомысла сжигают ее на костре, а потом бунтуют против сына Осмомысла от этой Настасьи – Олега, в пользу другого сына Осмомысла и Ольги, Владимира, которого отец обидел в пользу Олега, рожденного от более дорогой для него женщины, чем его жена: все это такие случайные явления и представляются в таких неопределенных очертаниях, что о них больше и сказать нечего.

Несколько явственнее рисуется одна только женская личность за все эти двести лет – это жена Романа, князя Галицкаго, который, по преданию, «пахал Литвою».

У нее на на руках после мужа осталось два сына-младенца, Даниил и Василько, права которых она энергически отстаивает от враждебных родичей, князей других уделов, спасает своих детей в чужих землях, ищет себе помощи и в Венгрии, и в Польше, и наконец добивается того, что маленького Даниила избирают князем в Галиче, в столице его отца, а другого малютку – Василька – в Бельзе. Но бояре-галичане, привыкшие самовластно управлять городом, не желают, чтобы ребенок-князь находился под руководством умной матери, и когда она приезжает к сыну, ее заставляют удалиться из Галича. Ребенок-князь не хочет оставаться без матери, плачет, и, когда шумавинский тиун хочет насильно отвести его коня, на котором он ехал за удаляющеюся от него матерью, малютка-князь выхватываешь меч и бьет тиуна, но бессильная рука ранить своего собственного коня. Мать вырывает меч у маленького Даниила, успокаивает его и уезжает к другому сыну – Васильку.

Вот почти и все, что можно сказать о русских исторических женщинах XI-го и XII веков, хотя, конечно, гораздо больше можно было бы сказать вообще о положении женщины в то время. Но целью наших очерков мы поставили себе не общую характеристику положения женщины в России, а только краткое ознакомление с более. или менее выдающимися историческими женщинами, почему и переходим к последующим периодам истории Русской земли.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 400 лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое автора Носовский Глеб Владимирович

13.6 Как в «бронзовом веке» могли делать бронзу, не зная олова? Некоторые специалисты по химии и металлургии давно обратили внимание на то любопытное обстоятельство, что в скалигеровском «древнейшем» бронзовом веке бронзу делать не могли. Профессор Микеле Джуа, «крупный и

Из книги Великие и неизвестные женщины Древней Руси автора Морозова Людмила Евгеньевна

Полоцкая княжна Рогнеда Рогволдовна На страницах древнейших летописей Рогнеда Рогволдовна выступает как одна из наиболее ярких личностей, уступая в этом отношении только княгине Ольге. Летописца или заказчика летописи почему-то не заинтересовала участь горькая

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 117. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна Вот главные события дворцовой и правительственной жизни этого периода. Когда императрица Екатерина передала всю власть своему фавориту Меншикову, то среди других сановников началось сильное неудовольствие

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Владимир и Рогнеда «И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: „Хочу дочь твою взять себе в жены“, – сообщает летопись. – Тот же спросил у дочери своей: „Хочешь ли за Владимира?“ Она ответила: „Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка“. Этот Рогволод пришел из-за моря

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Падение Преслава Мятеж Варды Фоки был подавлен в конце 970 г. Возвратившись в столицу, Иоанн женился на дочери Константина Багрянородного Феодоре и всю зиму увеселял народ празднествами. Одновременно он снаряжал войско и флот для войны со Святославом.Весной 971 г. к устью

Из книги Фавориты правителей России автора Матюхина Юлия Алексеевна

Фаворитка Святослава: Малуша (940 – 971 (978)) По примеру Игоря у Святослава было несколько жен (историки насчитывают до шести). Но любимой, самой верной, матерью его сына – будущего князя Владимира, собирателя земли русской, всегда оставалась Малуша. Она не играла ведущей роли

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Рогволод и Рогнеда С этих двух людей начинается письменная беларуская история. Рогнеда (Ронгхильда) - дочь Рогволода (Ронгвальда). Известно, что она стала первой из жен киевского великого князя Владимира.Традиционная версия такова: Владимир Святославич с 969 или 970 г. был

автора Хмыров Михаил Дмитриевич

108. ИРИНА ОЛОФОВНА (в иночестве Анна, до св. крещении Ингигерда), великая княгиня жена Ярослава I Владимировича великого князя киевского и всей Руси, дочь Олофа I, короля швеского, причтенная православной церковью к лику святых.Год ее рождения не известен. Обвенчана с князем

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

117. Малуша младшая из двух жен Святослава I Игоревича, великого князя киевского и всей Руси, дочь любчанина (жителя г. Любеча) Малка, или Мальца.Великий князь Святослав взял ее за себя, когда она была ключницей его матери, св. Ольги, и имел с ней, по-видимому, только одного

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

163. ПРЕСЛАВА, великая княгиня по некоторым известиям, старшая из двух жен Святослава I Игоревича, великого князя киевского и всей Руси, княжна болгарская (что вернее, нежели, как пишут другие, венгерская), мать сыновей Святославовых: Ярополка I, великого князя киевского, и

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

164. РОГНЕДА (Горислава) Рогволодовна, великая княгиня по летописи Нестеровой, первая старейшинством из всех жен св. равноапостольного Владимира Святославича, великого князя киевского и всей Руси, дочь Рогволода, князя полоцкого, из племени варяжского.Объявленная

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.6. Как в бронзовом веке изготовляли бронзу, якобы не зная олова? Такова одна из проблем скалигеровской истории Оказывается, некоторые специалисты по химии и металлургии уже давно обратили внимание на то любопытное обстоятельство, что в скалигеровском «древнейшем»

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Малуша Летопись Нестора называет Малушу ключницей княгини Ольги, сестрой Добрыни и дочерью Малка Любечанина (древлянского князя Мала). Малуша была любовницей сына Ольги князя Святослава Игоревича, матерью Владимира Святославича. Собственно, через связь Святослава и

Сегодня каждый школьник знает, что 1025 лет назад Русь крестил князь Владимир, внук княгини Ольги. Великое историческое значение этого деяния трудно переоценить. Но сама личность великого князя до сих пор вызывает споры. Например, в Крыму, где Владимир сам принял крещение в завоеванном им Херсонесе, экскурсоводы ставят под сомнение даже его славянское происхождение.

Приехав в крымский Херсонес, я испытала шок. В ответ на вопрос, как пройти к часовне, возведенной на месте крещения князя Владимира , одна из экскурсоводов, сопровождавшая группу украинских туристов, ответила: «К этой беседке теперь экскурсии не водят».

По ее словам, часовню переименовали в честь Климента Римского , который прибыл в Херсонес в I веке.

А Владимир - полужид-полуваряг, - сообщила тетка. - Потому и определили этого язычника-прелюбодея и братоубийцу в крестители, чтобы евреям и русам обирать всех славян было легче.

Так почему же вы Владимирский собор не переименовали? - перебила я, в душе злясь на себя за свою историческую неосведомленность в столь важной теме. - Чтобы туристы ездили, рубли и валюту везли. Бренд все-таки. А чего вы злитесь? Я рассказываю то, что украинские историки давно уже доказали, но экскурсоводам запретили все это российским паломникам говорить, чтобы не оскорблять их «чувства верующих». Неверующие-то сюда деньги пачками не везут, да и нехристи не едут.

Сын ключницы

По приезде в Москву я принялась штудировать исторические источники.

Подтверждения еврейских корней Владимира у серьезных авторов не нашла. Зато на всех националистических сайтах эта версия очень популярна. Вот на таком уровне: «Во всех старых летописях говорится, что Владимир - «сын раввичич», то есть «сын раввина». Потом как-то… кем-то… поменялась одна буква, и появилось «сын рабичич», т.е. уже «сын рабыни». Кто и когда обнаружил эту сенсационную подделку во всех летописях, разумеется, не сообщается. Но всем, кто хоть раз работал в архивах с древними документами, да еще монастырскими, легче представить, что документ просто исчез, чем поверить в то, что в каждом из них кто-то тайно вымарывал букву и заменял другой. Сектанты-неоязычники, запустившие эту версию в канун перестройки, объясняют ее так. Цитирую: «Мать Владимира - одна из наложниц его отца князя Святослава - Малуша (ласкательное от ивритского имени ее отца раввина Малка. После падения иудейской Хазарии семиты расползлись по всей Руси) была ключницей княгини Ольги.

Узнав, что Малуша зачала от Святослава, разгневанная Ольга сослала ее в село Будутино близ Пскова, где и родился Владимир… Не лучше относился к плоду своей мимолетной - по пьянке - связи с ключницей и сам Святослав Игоревич… Сына он не любил».

Вот и все доказательства, хотя собиратель древнерусских имен Николай Тупиков приводит около десяти вариантов личных имен и пять образованных от «Малка», которые носили славяне. А известный русский археолог Дмитрий Прозоровский еще в 1864 году сделал открытие и оспорил самого Карамзина , доказав, что Владимир - законный сын Святослава, а Малуша, как и дядя Владимира Добрыня , - потомки князя Мала Древлянского , чей род сыграл выдающуюся роль в истории русской державы.

Изнасиловал жену

Версию о насильственном массовом крещении Киевской Руси не подтверждают даже советские историки-атеисты. Но и не отрицают эпизоды крещения силой небольшой части воинов-язычников в Новгороде и Полоцке, неизбежные при любом не эволюционном развитии событий. Отдельные волхвы периодически бунтовали против новой религии, но свидетельств о повсеместных народных восстаниях нет даже в преданиях.

Русская православная церковь в спор с неоязычниками и националистами не вступала, так как почитает людей святыми вне зависимости от национальности за духовный подвиг. Столько ужасов, сколько она сама рассказала о князе Владимире в период его жизни до крещения, нам сегодня и не придумать! Старшего брата Ярополка , посаженного отцом княжить в Киеве, он повелел убить. Насильно взял в жены его беременную жену - прекрасную гречанку, которую забрал из монастыря и привез из похода отец - Святослав. А до этого не дал Ярополку жениться на полоцкой княжне Рогнеде - сам стал свататься к ней. И за отказ выйти за него прямо на глазах ее родителей овладел плененной Рогнедой , дабы побольнее унизить за то, что предпочла ему брата. После взятия Херсонеса Владимир потребовал от византийского императора Василия II , чтобы тот выдал за него сестру Анну . Иначе, дескать, он возьмет Константинополь. Император согласился, но при условии крещения Владимира.

И Анна стала пятой женой новоявленного христианина. Летопись представляет Владимира так:

«Бе же Володимер побежен похотью женьскою, и быша ему жены водимыя: Рогнед…, от нея же роди четыре сыны: Изеслава, Мьстислава, Ярослава, Всеволода, а две дщери; от Грекине Святополка; от Чехине Вышеслава; а от другое Святослава и Мьстислава и Станислава; а от Болгарыни Бориса и Глеба; а наложниц бе у него 300 в Вышгороде, а 300 в Белегороде, а 200 на Берестове». Крови на Владимире - казалось бы, не отмыться. Но таинство крещения, пусть и совершенного ради корыстной цели, и влияние жены-христианки изменили князя. В благодарность за нее он вернул Херсонес византийцам. И с тех пор память народная не оставила нам ни в сказаниях, ни в летописях новых сюжетов о каких-либо его злодеяниях. Вчера еще языческая Русь начала постепенно вырабатывать свою, как теперь бы сказали, национальную идею. Как написал русский церковный историк профессор Антон Карташов , «каждый народ слагается и существует в истории, как особый духовный тип. Свой идеал родины русские нарекли «Святой Русью».

А. Гулевич - "Национальная история пишется обыкновенно друзьями. История России писалась ее врагами".

Вот решил написать о трех очень популярных фальсификациях истории нашей страны. Решил, потому что надоело до колков в печенках объяснять каждый раз одни и те же вещи, которые с легкой руки стали писать как "исторический факт".

Господа я расскажу вам что:
1 - Князь Владимир Святославович не еврей;
2 - Князь Дмитрий Иванович Донской не был данником Тохтамыша на Куликовом поле;
3 - Иван Грозный не убивал своего сына.

Почему именно эти три вопроса. Да просто потому что они чаще других мне задавались. Если у Вас появятся еще интересные темы - пишите, будем разбираться вместе.

Итак начнем. Фальсификации истории. Часть первая. Князь Владимир - еврей.
Уж сколько раз наши язычники доказывали мне о еврейских корнях князя. Правда единственным доказательством их теории служило имя матери - Малуша.
Кто же была эта самая Малуша?
Нестор пишет - "Володимер бо бе от Малуши, ключнице Ользины, сестра же бе Добрыни, отец же бе има Малк Любечанин" (Повесть временных лет). В принципе уже смешно приписывать мать Владимира к евреям, так как ее родной брат и дядя князя - тот самый былинный богатырь Добрыня (несколько редкое для иудеев имя, как мне кажется). По - мимо имени известно, что Добрыня входил в дружину, а затем стал воеводой у отца Владимира - Святослава. И становление их дружбы приходиться как раз на разгром Хазарского каганата, что, на мой взгляд, полностью снимает еврейский вопрос в генеалогическом древе как Добрыни, так и князя Владимира.
О истории Добрыни, Малуши и их отца пожалуй лучше всего рассказал Анатолий Маркович Членов в своей книге По следам Добрыни. Вот ее электронный вариант http://lib.ru/HIST/CHLENOW_A/dobrynya.txt Книга читается легко и дает исчерпывающие вопросы о происхождении дяди, матери, а главное деда князя: "От внимания Прозоровского не ускользнуло, что как раз незадолго до появления в Любече загадочного экс-князя Малко не менее загадочно исчез из своей столицы Коростеня князь Древлянской земли с очень похожим именем - Мал. И притом исчез после ожесточенных военных действий 945-946 годов. Надо сказать, что исчезновения Мала историки до Прозоровского не замечали. Поскольку летопись изображает Мала мятежником, виновным в гибели государя, Игоря Рюриковича (отца Святослава), им казалось само собой разумеющимся, что Мал был казнен за это вдовой Игоря Ольгой. Но у Прозоровского был очень зоркий глаз. И его волновала загадка Малко Любечанина. Поэтому он подметил то, чего до него не замечал никто: о судьбе Мала после поражения Древлянского восстания летописи не говорят ни единого слова. Что же с ним стало? Погиб в бою? Был казнен? Бежал? Может быть, умер
своей смертью? Был Мал Древлянский - и бесследно исчез. Это было более чем странно.
В летописном рассказе о подавлении Древлянского восстания Прозоровский подметил еще одну странность - поразительно милостивое отношение победителей к древлянской знати. При взятии древлянской столицы, писал ученый, "старейшины не были истреблены, но взяты в плен, не были они розданы и мужам
в работу, а поступили во власть княгини"
Получается, что Владимир урожденный древлянский (белорусский) аристократ по матери.
И если после прочтения книги у Вас остаются сомнения то снова обратимся к источникам:
«Сага о йомсвикингах», описывающая конец Х века, рисует следующую картину её возможной старости: «В то время царствовал в Гардарики король, по имени Владимир. У него была жена Алогия, умная и добрая, хотя язычница, и мать старушка, едва державшаяся в креслах, но вещунья прозорливая. В большой годовой праздник ее внесли на креслах в гридницу, где сидел король с дружиной, и она предсказывала, что будет в наступающем году. Однажды ее внесли на такое собрание и она сказала: «Не вижу в этом году ни войн, ни бедствий для твоей страны, но вижу великое событие: там на севере в Норвегии родился королевич, который будет воспитан здесь, на Руси, и сделается великим государем, твоей земле будет защитником и миротворцем, и прославит твоё имя, в цвете лет получит своё королевство и засияет ярким сиянием, многим народам северных стран будет полезен, но недолго будет царствовать. Довольно, унесите меня». Что же это получается - могучие язычники - викинги на руках носили иудейку - язычницу? Похоже на бред сумасшедшего. Если поближе узнать автора теории князя - еврея, то действительно так и есть - просто бред сумасшедшего.

Эта теория появилась у Емельянова Валерия Николаевича. Емельянов написал книгу «Десионизация», опубликованную на арабском языке в Сирии. Основная мысль этого объёмного и эклектического сочинения — «истинная» история человечества представляет собой скрытую от глаз обывателя борьбу язычников и дегенеративных евреев-сионистов. Также в ней бегло пересказывается содержание «Велесовой Книги» и основ современного неоязычества.
Помимо всех заслуг на неоязыческом поприще 10 апреля 1980 года Емельянов был арестован по обвинению в убийстве и расчленении топором собственной жены, судим, признан невменяемым с диагнозом «шизофрения» и помещен в Ленинградскую психбольницу на 6 лет. Свидетелем по этому делу проходил ни кто иной как профессор МГУ и руководитель ЕСМ А. Г. Дугин. Всего в дурке он лежал три раза.
Вот так, на основании Велесовой книги и имени матери и появилась теория о том, что князь был наполовину евреем.

Но, все же не в России прижилась теория, а на незалежной. Начиная с 1991 года укрправители. не без помощи возвращенцев из штатов начнают продвигать идею национальной идентичности от русских. Одним из столпов идеи стало язычество. Так уже в 1991 году Іван Іванович Білик — відомий український письменник, автор найсенсаційніших історичних романів радянських часів «Меч Арея» (1972) і «Похорон богів» (1986) получает государственную премию Украины. О чем же эти исторические романы - "Мать князя Святослава - княгиня Ольга - была христианской. Исходя из своих христианских установок, она приняла на работу еврейку ключницу Малку (или Малуню). Отцом этой Малки был “раав” - раввин из города Любеча. В своё время этот русский город находился в вассальной зависимости от иудейского хазарского каганата, платил ему дань и кишел иудеями, ростовщиками и прочим отребьем из “богоизбранных”. В 882 году князь Олег освободил Любеч от оккупантов, но остатки сумели втереться в доверие при дворе.

Пристроилась и Малка. Несторовская цензура дохристианских летописей привела к подмене слова “равв” на “рабб”. Таким образом, князь Владимир, который даже в “Повести временных лет” назывался “робичич”, то есть “раввинач”, стал во всех историях России переводиться как “сын рабыни”.
Узнав, что Малка зачала от Святослава, который был пьян (да ладно, с кем не бывает?), разгневанная княгиня Ольга сослала её в село Будутино близ Пскова, где и родился Владимир. Сам Святослав относился к своей мимолётной связи с ключницей не лучше. Покидая Русь и уезжая в Болгарию, Святослав оставил двух своих сыновей. Ярополку было тогда 10 лет, а Олегу - около 9 лет. Но, несмотря на их малолетство, Святослав посадил княжить Ярополка в Киеве, а Олега - в Земле Древлянской, разумеется, под надзором воевод. Не назначил он никакого удела только самому младшему Владимиру. Новгородцы узнали, что Святослав назначил особого князя древлянам и обиделись. Они прислали к Святославу послов с просьбой дать и им князя, иначе они призовут к себе князя из-за моря. Ярополк и Олег, конечно, не поехали в Новгород. Тогда новгородцы по совету Добрыни стали просить себе на княжение Владимира. Сам Добрыня был ему родной дядя, брат Малки. Святослав не любил новгородцев за чересчур торгашеский дух и, отпуская к ним Владимира, сказал: «Возьмите его, по вас и князь!». Новгородцы с торжеством повезли к себе малолетнего Владимира. С ним отправился и его дядя Добрыня и правил Новгородом, покуда Владимир не вырос."
Даже не знаю как комментировать полную бредятину, которая на Украине отнесена к серьезной исторической литературе. Но дело они свое делали - москали, це поклонныкы жидив - окупантив якы со своей жидовской верой мучалы несчастных украинцив.

На этом пожалуй закончу первый рассказ о фальсификациях и их авторах.

Сразу оговорюсь, что публикуя этот материал, я вовсе не хочу сказать, что князь Владимир это какая-то весьма положительная личность в истории России. К данной персоне я отношусь крайне негативно - как к человеку, который иудаизировал Русь посредством навязывания нашему народу совершенно чуждой ему греческой ортодоксии, что в итоге привело к ужасным для всех нас последствиям и в конечном счете - к игу иудейскому. Но... восстановление исторической справедливости требует того, чтобы развеять сам миф о якобы еврейском происхождении князя, повсюду раскручиваемый ныне в неоязыческих кругах. К сожалению, и в нашей среде могут быть предатели народа и расы, в этом нет ничего удивительного и невозможного, особенно, если учесть нынешние реалии. Для того, чтобы объяснить действия Владимира, вовсе не обязательно упражняться в приписывании ему еврейского происхождения.

Версия о «жиде Владимире» впервые всплыла в неоязыческой брошюре «Десионизация», вышедшей из-под пера Валерия Емельянова . В ней автор, в частности, утверждает: «Исполнителем этого чудовищного злодеяния [Крещение Руси] над национальным идеологическим достоянием нашего народа стал князь Владимир, сын князя Святослава от ключницы его матери кн.Ольги — некой Малуни (имя ласкательное от еврейского имени Малка) » . Далее идут непосредственно аргументы в пользу еврейства Владимира.

Вот они:
1) Имя матери Владимира — Малуша, что есть уменьшительное от еврейского имени Малка.

2) Имя дяди Владимира — Добрыня, что есть искажённое еврейское имя Дабран.

3) В «Повести временных лет» Владимир назван «робичичем», что переводится как «сын раввина».

4) В некоторых летописях титул Владимира указывается как «каган».

Разберём эти утверждения детально.

1. «Имя матери Владимира — Малуша,
что есть уменьшительное от еврейского имени Малка».

В те времена женщин часто называли именем отца. Так, Мала — женская форма мужского имени Мал . Согласно летописи, Малуша была дочерью некоего Мала Любечанина, которому Емельянов и приписывает еврейское происхождение.

Действительно, в иврите есть похожее слово «мелех» или «мелек», что переводится как царь , а также «малак», что значит ангел . Из этого специалист по семитским языкам Емельянов заключает, что Мал есть выходец из Хазарского каганата, с которым Русь в то время соседствовала и неоднократно воевала.

В летописи употребляется две формы имени - как Мал, так и Малк. Откуда же возникло это несвойственное для русского произношения "к" на конце, очень напоминающее еврейское имя?

А. А. Шахматов предложил убедительное объяснение причины возникновения двух разных летописных именований отца Малуши и Добрыни: Мал и Малк Любчанин: Мал происходил, по преданию, из древлянского города Кольческ - Кьльческ и звался Мал Кьльчанин, но переписчик летописи неправильно разделил слова, получился "Малкъ Льчанин", и второе слово превратил в "Любчанин", поскольку город Любеч был гораздо более известным (см.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших летописных сводах. СПб., 1908. с. 375).

Но откуда вообще взялось имя Мала и какого его значение? Очевидно, это славянизированное Малфред — оным варяжским именем она названа в одной из киевских летописей. Именно этой версии придерживались многие известные историки с филологическим образованием, такие как А. Шахматов и М. Грушевский.

2. «Имя дяди Владимира — Добрыня,
что есть искажённое еврейское имя Дабран».

И тут Емельянов пытается выдать желаемое за действительное, не приводя при этом ни одного доказательства. Добрыня — герой русских сказок и былин — ни в одном источнике (!) не назван «Дабраном». При том, что о нём сохранились тонны фольклорного материала, в том числе с его родных мест. Ко всему прочему нет никаких сведений о том, что такое имя было у евреев, тем более — хазар, которые являлись тюркоязычным народом .

Налицо та же самая фальсификация, что и в предыдущем пункте.

3. «В „Повести временных лет“ Владимир назван „робичичем“,
что переводится как „сын раввина“».

В «Повести временных лет» за 980 год приводится такой фрагмент биографии Владимира. Когда князь пришёл свататься к Рогнельде, получил от неё отказ: «Не хочу розути робичича» . «Розути» — значит разуть, по законам того времени невеста должна была снять обувь с потенциального жениха в том случае, если он ей пришёлся по нраву. Однако Рогнельда этого не сделала, вдобавок обозвав нашего героя «робичич».

В этой связи Емельянов, ничтоже сумняшеся, пишет: «Несторовская цензура дохристианских летописей привела к переосмыслению слова „равв“ или „рабб“; удвоение согласной пропало и слово стало возводиться к глаголу „робити“» . Нет никаких сомнений, что Емельянов лжёт и в этот раз. Во-первых, непонятно, откуда в тех местах в то время могли взяться раввины? Емельянов отмечает, что город Любеч, откуда предположительно и происходит дед князя Мал, был некоторое время под властью Хазарского каганата — там, дескать, и мог поселиться раввин. Однако, во всём Хазарском каганате раввинов можно было пересчитать по пальцам одной руки — все они были придворными советниками хазарских каганов и обслуживали исключительно знать. Напомню, что иудаизм в Хазарии приняла только самая верхушка, в то время как основная масса состояла из язычников, мусульман и даже христиан. Во-вторых, неясно, откуда дочь половецкого князя могла знать такие подробности владимировской родословной? Раввином ведь якобы был дед князя, живший в далёком Любече. В-третьих, ни о каких «раввинах» ранние летописи не говорят вообще. К тому же, окончания «-ичеч», «-ович» и пр. добавлялись к имени отца, образуя таким образом фамилию человека. Например, «Попович» — «сын попа». Но ведь отцом Владимира был не Мал, а Святослав! Неужто сам князь, великий полководец Святослав являлся раввином? По версии Емельянова получается что так. (Кстати, пользуясь емельяновским методом можно доказать и этот тезис — исходя из того, что выбривание чуба и изготовление чаши из черепа — степные хазарские обычаи).

Так что же всё-таки имела в виду Рогнеда, называя Владимира «робичичем»?

Как считают многие историки, гордая дочь половецкого князя не хотела выйти за «сына рабыни» — «робичича». Мать Владимира Малуша-Малфреда действительно была ключницей при дворе княгини Ольги. Из этого и делается вывод о «холопском» происхождении Красно Солнышко. Однако, и эта версия не выдерживает никакой критики.

Дело в том, что профессия ключницы в средневековье не была рабской. Ключница — особа, приближенная к княгине. Она знает все секреты двора, имеет доступ к золоту и оружию и является хранительницей «документов» того времени. На такую должность просто не могли взять раба — человека, склонного к побегу и воровству. Ко всему прочему многие исследователи отмечают, что на должность ключницы брали только образованных людей. Неужто княгиня Ольга была настолько дурой, что могла поставить жидовку на такую важную должность?

Есть и множество косвенных факторов, свидетельствующих о том, что Владимир Святославович не мог быть сыном рабыни. Так, А. М. Членов, ссылаясь на известного историка Прозоровского, пишет: «…несмотря на огромный гарем у самого Владимира, в многолетней усобице, разыгравшейся после его смерти, ни один сын Владимира от наложницы не участвует (и даже не упоминается летописью). Стало быть, различие прав княжеских детей от жен и от наложниц было в ту эпоху важной государственно-правовой нормой и строго соблюдалось как в теории, так и на практике. На земельных столах сидели при жизни Владимира его сыновья от разных жен — они имели княжеский ранг, считались принцами крови, потом боролись за престол. Сыновья же наложниц принцами крови не считались, никаких княжеских прав не имели и на подобные права не претендовали. Из летописи известно, однако, что мать Святослава, Ольга, воспитывала Владимира вместе с двумя другими сыновьями Святослава (чья законность ни у кого сомнения не вызывала). А когда Святослав вскоре после смерти Ольги стал раздавать в 970 году сыновьям княжения, Владимир получил „земельный стол“, как и братья. Хорошо известно также, что в языческие времена религиозные правила разрешали (тем более князьям) многоженство. Так действительно ли Владимир незаконный сын? Более того, мог ли Владимир быть бастардом? И могла ли его мать быть просто безродной рабыней? Прозоровский ответил на эту серию вопросов убедительным „нет“. Он писал: „Из сыновей Владимира признаны князьями только происшедшие от его жен, а не от наложниц; если же Владимир самою Ольгою был признан князем, то его мать, хотя первоначально и была наложницей Святослава, но происходила из такого рода, который давал ей право быть княгинею и по которому она впоследствии признана женою Святослава, то есть она была княжною“» .

И всё же, почему «робичич»?

На этот вопрос отвечает академик Львов: «робами» в то время называли не только рабов, но и просто рабочих . Малуша хоть и придворная, но всё же рабочая. Именно этот факт, судя по всему, и не устроил строптивую половецкую княжну.

4.«В некоторых летописях титул Владимира
указывается как „каган“».

На самом деле Владимир был не первым, кто назвался каганом.

В записи «Бертинских анналах», датированной 839 годом, говорится о скандинавских послах, явившихся к Византийскому императору. Правитель неких «росов», согласно им, имел титул… кагана! «Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием Каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему» .

Людовик II, в переписке с Василием Мекедонским (871 г.) также указывает о том, что царь норманнов именуется «каганом» («chaganum vero non praelatum Avarum, non Cazarum, aut Nortmanorum nuncipari reperimus» ).

Наконец, о некоем «хакан-Росе» повествует арабский источник, общий для Ибн Русте, Худуд-ал-Алам, Гардизи и Ауфи.

То есть «каганами» русские князья звались задолго до рождения Владимира, что доказывает нехазарское происхождение сего титула.

Последний аргумент Емельянова разбит.

Как видим, нет ровным счётом никаких оснований считать Владимира «полукровкой». НИКАКИХ . Показательно, что ныне версию о хазарском происхождении князя активно поддерживают… сами евреи .

ИСТОЧНИКИ :

1. В. Емельянов. «Десионизация». М., 2001
2. А. Членов. «По следам Добрыни». М., 1986
3. А. Молдован. «Слово о законе и благодати» Илариона. К., 1984
4. S. Prudentii annales sive Annalium Bertinianorum pars secunda. Ab anno 835 usque ad 861 PL. T. CXV. P. 1852
5. Chron. V. ed Pertz
6. Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A. H. -982 A. D. Translated and explained by V. Minorsky. London, 1937
7. Abh. der Bayerischen Akad. der Wiss. Philos.-philol.Klasse«. MЭnchen, 1901
8. К. Цукерман. «Два этапа формирования древнерусского государства», 2003
9. «Повесть временных лет». М., 1953
10. А. Шахматов. «История русского летописания». М., 2002
11. Г. Вернадский. «Древняя Русь». Т., 2000
12. М. Артамонов. «История хазар». Л., 1962
13. С. Плетнева. «Хазары». М., 1976
14. А. Кестлер. «Крушение империи хазар и её наследие». Спб., 2001
15. М. Грушевский. «История Украинской Руси». К., 1991

По материалам Блога: http://lj.rossia.org/users/vudit/


В колонках играет -

По примеру Игоря у Святослава было несколько жен (историки насчитывают до шести). Но любимой, самой верной, матерью его сына - будущего князя Владимира, собирателя земли русской, всегда оставалась Малуша. Она не играла ведущей роли в государственной политике, да это было и невозможно при княгине Ольге, а потом и при ее рано возмужавшем сыне. Источники называют Малушу дочерью Малка Любечанина, который был слугой княгини в городе Любече.

Сама Малуша служила у Ольги ключницей, и в ее ведении было все огромное дворцовое хозяйство киевской княгини. Уже это говорит о большом доверии к Малуше и о ее недюжинных способностях в домоводстве и грамотности, так как без знания арифметики экономия невозможна, об умении разбираться в тогдашней «рыночной конъюнктуре» и об отличной памяти. Как таковая должность ключницы не считалась оскорбительной - у киевских князей в слугах и помощниках должны были находиться знатные люди. Это были привилегированные должности, а не рабская повинность. Некоторые сведения можно почерпнуть из второстепенных летописных сводов, в которых Малушу называют Малфрид и приписывают ей смешанное славяно-варяжское происхождение. То, что ее родной брат Добрыня - будущий воевода у киевского князя Владимира - носил чисто славянское имя, также вполне допустимо. Сам князь Святослав является тому примером.

Как бы там ни было, но Святослав сошелся с Малушей без материнского благословения, и хотя из всех его сыновей именно рожденному от Малуши Владимиру суждено было обрести историческую славу и продолжить династию, он в глазах Ольги и ее двора долгое время оставался нелегитимным наследником. Другое дело - его вечный соперник Ярополк, сын «грекини», как пишут источники. С глаз долой, в деревенскую глушь отправила рассерженная Ольга провинившуюся ключницу. Не такой невесты хотела она своему единственному сыну! Согласно летописям там же, в селе Будутино, и родился Владимир примерно в 960 г. Как Святослав примирился с матерью и уговорил ее вернуть в Киев свою опальную фаворитку, остается загадкой до сих пор. Видно, он действительно любил Малушу и опекал ее, хотя и государственные интересы, и нежные чувства (а иначе бы он забыл ее и оставил все, как есть) мирно уживались у Святослава с любовью к остальным представительницам прекрасного пола. В киевском дворце был расквартирован весь «гарем» Святослава - его жены, наложницы и дети.

Неисправимый язычник и многоженец, киевский князь был сыном своей эпохи, и новая династическая иерархия, основанная на принципах законности, преемственности и (преимущественно) единобрачия пока с трудом побеждала царивший вокруг него языческий хаос.

При жизни княгиня Ольга заботилась обо всех наследниках своего сына, но потом судьбу фаворитки надо было решать окончательно. При первой возможности Малуша была отправлена в Новгород, а вместе с ней и Владимир - примерно в 970 г. Так Владимир стал законным новгородским князем, а Малуша - его соправительницей, «невенчанной княгиней». Чувство вины, кроткий нрав или покорность судьбе привели Малушу к тому, что сведений о ней сохранилось крайне мало. Неизвестно, осталась ли она в Новгороде или переехала в спокойную сельскую местность.

На ее гербе можно было начертать старинное изречение «Живи незаметно». Тем не менее, судя по тому, что она и ее брат Добрыня сумели воспитать из княжеского отпрыска великого правителя, Малуша была достойной женщиной, в которой удачно сочетались доброта, наблюдательность и практичность. Первые найденные в Новгороде деревянные мостовые ориентировочно принадлежат к 970-м гг. и свидетельствуют о достаточно развитом городском благоустройстве. После утверждения Владимира на киевском престоле в 978 г. имя Малуши также не упоминается, что некоторыми исследователями трактуется как свидетельство смерти относительно молодой женщины в период между 971 и 978 г. - возможно, от болезни.

Юлия Матюхина. Фавориты правителей России

Вам также будет интересно:

Кумин, зира и тмин: чем отличаются и в чём похожи восточные специи?
Тмин (Carum carvi) - древняя пряность Востока, известная пять тысячелетий. Благодаря...
Исцеление болезней числовыми кодами
При работе с числовыми рядами Григория Грабового могут возникать вопросы, потому что не...
Что такое общая папка и как ее использовать
Здравствуйте, читатели сайта IT-уроки! Первое, что должен знать каждый новичок, сев за...
Подключение планшета Android в автомобиле Советский усилитель подключение к планшету
Благодаря широкому функционалу, немало автолюбителей стали использовать планшет вместо...
Почему не работают колонки и на компьютере нет звука
Доброго дня.Эта статья, основанная на личном опыте, представляет собой своего рода сборник...