Витраж в искусстве средних веков западной европы. История витража в России и мире

Само слово "витраж" переводится с латинского как "стекло". Он считается одним из самых утонченных и особенных видов искусства, богатого своей историей и техниками исполнения. Краткая история возникновения витража будет поведана читателю в статье.

Предпосылки возникновения витражей

Учителя, рассказывая историю витража для детей на уроках, начинают с первопричин его возникновения. Появление первых цивилизаций связано со множеством открытий. Именно тогда и начали добывать стекло. Со временем научились делать его цветным и использовать для украшения различных объектов. В каждой культуре были свои особенности применения такого стекла:

  • Шумеры украшали крыши своих храмов.
  • Египтяне наматывали стекло спиралью и делали из него цветные сосуды.
  • Римляне и греки были специалистами по изготовлению античных ваз и кубков с декоративной резьбой и множеством украшений.

Все эти открытия датируются началом второго тысячелетия до нашей эры. Только спустя еще тысячу лет сирийцы научились выдувать стекло, чем и дали начало истории развития витража.

Появление первых витражей

В истории появление витража не ознаменовано точной датой. Но известно, что в христианской эпохе впервые стали использовать цветное стекло для изготовления нехитрых картинок. Его с помощью замазки крепили на доски или А с появлением первых храмов свое развитие получили византийские витражи. Хвалебные стихи и описания композиций из стекла были популярны у поэтов четвертого-пятого века. В те времена витражам придавали божественное значение, а проходящий через них свет сопоставлялся со святым духом.

История развития

К сожалению, до нашей эпохи так и не дошли витражи старше десятого века в целом состоянии. О них можно судить по оставшимся осколкам и записям поэтов. Зато в дальнейшем данный вид искусства получил широкое развитие и распространился по всем странам. Рассмотрим подробнее историю происхождения витражей, перемену стилей и техники в каждой эпохе.

Романские витражи

История появления витражей рассказывает, что романские возникли в одиннадцатом веке и были актуальны еще целое столетие. Именно они стали первыми классическими витражами, в которых картинка складывалась из кусочков цветного стекла и профиля из металла.

Особенности романских витражей:

  • позволить их себе могли не все из-за высокой стоимости, так как техника плавления и выдувания стекла была очень сложной и трудоемкой;
  • появились отдельные мастера по заготовкам тонких листков стекла и специалисты по непосредственному составлению картин, что повысило качество романских витражей;
  • для изготовления одной панели уходило более сотни различных кусочков, каждый из которых имел свою форму и цвет;
  • витражам этой эпохи характерны такие дефекты, как наличие пузырьков, неровностей, потертостей, но это вовсе не портит их вид, а делает их особенными и по-своему прелестными.

Техника изготовления романских витражей:

  • для начала мастер брал деревянную поверхность и на ней намечал рисунок своего будущего шедевра;
  • затем к каждому элементу картины подбирались стеклышки (по форме и размеру);
  • на нужные осколки наносили росписи натуральной краской, после их обжигали в печи для закрепления рисунка;
  • составление мозаики в целое изображение происходило с помощью узеньких переплетов из свинца;
  • так как окна в те времена были больших размеров (около шести метров), то для большей прочности и устойчивости одну крупную композицию составляли из нескольких панелей поменьше.

Шедевры Романской эпохи:

  • голова Христа из Вейссембургского аббатства Эльзаса;
  • композиция из четырех ветхозаветных пророков в Аугсбургском соборе;
  • «Вознесение Христа» в Аугсбургском соборе;
  • «Распятие и Воскресение» на соборных окнах в Пуатье;
  • три витража Святой троицы в соборе в Шартре.

Готические витражи

История витражей (готических) берет свое начало в 1144 году. Аббат Сергий во время постройки церкви в Сен-Дени заполнил окна несколькими вертикальными медальонами. Главным отличием от романского стиля в данной композиции было то, что в каждом медальоне раскрывался важный момент истории.

Особенности готических витражей:

  • в соборах стали увеличивать количество окон для их оформления в готическом стиле;
  • такая архитектура быстро завоевала популярность и получила свое развитие в Англии и Франции;
  • витражи прошлого времени придавали храму мрачность, ассоциирующуюся со злом, и в то же время великую духовность, заключенную в большом количестве света; такое соотношение стало идеальным и несло в себе мистическое значение;
  • со временем насыщенные цвета красного и синего постепенно заменили более светлыми, чтобы внутрь проходило как можно больше лучей;
  • поменялись и типажи оконных проемов;
  • во Франции изобрели новую технику осветления - гризайль, суть которой заключался в том, что легкие, лучистые витражи помещались в темных громоздких помещениях, впуская в них освещение; со временем количество техник данного стиля стало еще больше.

Самые знаменитые витражи, выполненные в классическом готическом стиле, находятся в соборе в Шартре. Именно в нем легко отследить гармонию между величественными окнами, мрачной архитектурой и внутренней концепцией помещения. Поток большого количества лучей в темноту и мрак дает потрясающий и завораживающий эффект - в этом и есть вся прелесть готики. Также в данном соборе появилась своя особенность, которая в дальнейшем распространилась по всему миру - это окна по схеме В них представлена жизнь Богородицы. А в окнах-розетках изображены Христос и Дева Мария.

Витражи эпохи Ренессанса

Новую волну в культуре, в том числе и архитектурной, спровоцировали такие ужасные события, как война и эпидемия чумы. Уже к пятнадцатому веку люди перестали ставить церковь на первое место и перешли к светскому образу жизни. Это очень повлияло на дальнейшее развитие витражей.

Особенности витражей эпохи Ренессанса:

  • появилось множество более совершенных техник работы со стеклом;
  • было совершенно изобретение серебреной протравы, что значительно повысило уровень создаваемых картин;
  • цвета стали наносить непосредственно на стекло, это позволило получить множество необычных оттенков;
  • изображения выглядят более объемными и яркими;
  • Франция и Италия являются главными центрами по изготовлению витражей;
  • в моду вошли медальоны, не более тридцати сантиметров, они стали символами данной эпохи.

Примеры Ренессанских витражей:

  • окна Флорентийского собора, созданные итальянскими мастерами;
  • окна монастыря в Кенигсфельдене;
  • витражи в часовни Бессерер в Ульм Минстере.

Витражи Высокого Ренессанса

До шестнадцатого века мастера изготавливали витражи по классической схеме, пока не появились такие мастера, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Именно они оказали большое влияние на мировую культуру, в том числе и на историю искусства витража в России.

Особенности витражей Высокого Ренессанса:

  • так как большинство мастеров по витражам были итальянцами, то они и стали авторами новых веяний;
  • искусство данной эпохи сочетало в себе реализм, элементы европейского декорирования и громоздких форм;
  • получила развитие новая техника сделала его более прозрачным и чистым;
  • помимо серебряной, изобрели и красную протравку;
  • мастера стали отдавать предпочтение цветовому решению, а не искажению форм и чувственности изображения;
  • проемы в окнах расширились еще больше и достигали гигантских размеров.

Пример витражей эпохи Высокого Ренессанса:

  • «Дерево Иессея» в Бове;
  • огромные окна Брюссельского собора;
  • «Изгнание Илиодора из храма» в соборе в Гоуде.

Шестнадцатый век считается последним в расцвете витражей в Средневековье. Далее технологии изготовления стекол и составление картин стали очень быстро прогрессировать. Двадцатый век оказал большое влияние на методы витражного проектирования.

История возникновения витража в России

Российских витражей не существовало вплоть до девятнадцатого века. Только обеспеченные люди могли наслаждаться привезенными из-за границы шедеврами. Все дело в том, что отечественные храмы и соборы не предусматривали витражей, да и культура в целом не нуждалась в таком виде искусства. Появились они и сразу же завоевали популярность благодаря работам европейских мастеров.

История витража в России:

  • XVII век - первое появление витражей;
  • XVIII век - застой в развитии из-за нерентабельности;
  • начало XIX века - постепенное проникновения картин, сделанных из цветного стекла, в русскую культуру;
  • середина XIX века - активное использование витражей; император и другие состоятельные люди переняли европейскую моду и стали применять их для украшения своих поместий; затем витражи появились и в церквях;
  • конец XIX века - построили множество мастерских по художественному мастерству, а также классы живописи и училища;
  • первая половина XX века - витражное искусство пошло на спад из-за угасания модерна, а в дальнейшем из-за начала Второй мировой войны;
  • середина XX века - возрождение витражей советской культурой, появились уникальные произведения, отличающиеся от прежних картин своей оригинальностью и неоднозначностью.

Знаменитые русские витражи:

  • украшение витражами церкви Святого Александра Невского;
  • часовня в Царском селе;
  • Российское географическое общество в Санкт-Петербурге;
  • «Вознесение Христа» в Исаакиевском соборе.

Витраж: история и современность

Подробно рассмотрев историческую сторону развития видов витражей в разные эпохи, хотелось б обратиться к современному искусству. Витражи нашего времени существуют для того, чтобы придать помещению стиль и особый шик. Множество техник изготовления стекла, развитие дизайна и моды стали ключевыми моментами появления новых видов данного искусства.

Современные виды витражей:

  • Пескоструйный витраж - композиция стекол, выполненная в пескоструйной технике и связанная одной общей тематикой. Составляется на целой поверхности, чаще всего в одном цвете.
  • Мозаичный витраж - состоит из частичек примерно одного размера, напоминающих мозаику. Может быть фоном или основным изображением.
  • Наборный витраж - рисунок, созданный из отдельных кусочков стекла нужной формы и цвета, обычно без всяких дополнений.
  • Фьюзинг - стекла, из которых собрана композиция, спекаются между собой в задуманном положении. Еще к этому виду относят впекание отдельных инородных элементов в готовое изображение.
  • Заливной витраж - состоит из стекла с нанесенным на него контуром задуманного изображения. Каждая деталь заливается специальными красками или лаком.
  • Травленый витраж - совокупность стекол, изготовленных с помощью техники травления и связанных между собой единым смыслом.
  • Паечный витраж - составляется из цветных стекол, закрепленных в свинцовую оправу и запаянных в стыках. Самая древняя техника, дошедшая еще из Средневековья.
  • Фацетные витражи - при их сборке используют стекла, с которых предварительно сняли фацет. Еще один вариант - это применение шлифованных и отполированных стекол.
  • Комбинированные витражи - композиции, одновременно включающие в себя несколько видов витражей. Такой прием помогает добиться потрясающих результатов, составить поистине оригинальные шедевры.

Витраж Тиффани

Льюис Тиффани стал основателем собственного стиля и техники создания витражей, ставшими популярными по всему миру. Он очень долго работал над подбором материалов, а самое главное - над способами закрепления стекла, так как средневековые методы его совсем не устраивали. То, что получилось по итогу этих трудов, полностью затмило паечный витраж. Так чем же отличается данная техника от других и почему в истории витражи Тиффани считаются одними из самых престижных, рассмотрим подробнее.

Особенности стиля Тиффани:

  1. Цвет. Яркость всегда была очень важным критерием для Льюиса Тиффани при работе с витражами. Он пытался добиться как можно большей насыщенности и оригинальности в используемой цветовой гамме. Иногда мастер смешивал тона, а иногда клал одно (или даже несколько) стекло сверху другого.
  2. Материал. Качество - вот что является обязательным отличительным знаком данных витражей. Перед началом составления витражей стекла всегда проходили строгую проверку, они должны быть без малейших дефектов и одинаковой фактуры.
  3. Реалистичность. Работы мастера были настолько совершенными, сложными, полными деталей и красок, что их нередко сравнивали с живописью.
  4. Технология. Соединение стекол между собой происходило посредством медной ленты. Так как она была шире, чем само стекло, то ленту загибали по краю, под углом девяносто градусов. Готовые элементы соединяли между собой оловом и наносили патину.
  5. Высокая стоимость. Такие работы очень дорогие, и найти их можно только в частных коллекциях, английских и американских соборах и музеях.

Незадолго до смерти Льюиса (1933 год) его фирма закрылась, но до сих пор техника Тиффани считается одной из лучших, а работы - шедеврами искусства.

РАСЦВЕТ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ (XII -XVI ВВ.)

Расцвет искусства витража начался в XII веке. К этому времени относится трактат монаха Теофила, в котором он подробно описывает процесс создания витражного окна. Сначала стекло варили в специальных печах, в процессе варки окрашивая стеклянную массу в определенный цвет. Затем изготавливали плоский стеклянный лист. Готовые стекла нарезали раскаленным железным прутом на фигурные пластинки в соответствии с подготовленным рисунком и раскладывали на деревянной доске с эскизом будущего произведения. Затем стекла в несколько приемов расписывали красками и последовательно обжигали в печи. Готовые детали витража скрепляли между собой свинцовой проволокой, концы которой припаивали друг к другу, и заключали в деревянную, а позже металлическую оконную раму. В результате получался витраж, в котором мозаичный набор фигурных стекол сочетался с росписью деталей красками. Позже такие витражи получили название комбинированных.
Описанный Теофилом метод изготовления витражей мало отличается от современного. Этапы производимых работ остались те же, изменились и стали более совершенными инструменты. Так, вместо раскаленного железного прута современные мастера используют специальные стеклорезы, деревянную доску с рисунком заменили бумажные выкройки.

В Европе плоское стекло изготавливали холявным способом. Стеклянные пластинки имели неравномерную толщину и бугристую шероховатую поверхность. Дефекты стекла: видимые внутри него воздушные пузырьки, крупинки нерастворившегося песка, — обусловленные несовершенством существовавшей тогда технологии варки стекла, придают витражам раннего средневековья особенную эффектность. Эти «погрешности » непредсказуемо преломляют рассевают падающий свет, усиливая «звучание “ цвета и придавая витражу вид сверкающего драгоценного украшения. Искусные мастера умело использовали стекла с неровностями для получения удивительной игры света и цвета.

В период раннего Средневековья витражи собирали из стекол чистых насыщенных цветов: наиболее распространенными были синий, желтый, красный, зеленый, пурпуровый, белый, а также их оттенки. Однако этой цветовой палитрой далеко не ограничивались возможности мастера-витражиста. Для получения разнообразнейших тонов использовалось многослойное стекло: на пластинку стекла одного цвета накладывали стекло другого цвета, отдельные участки наложенного слоя обтачивались до тех пор, пока под ним не проступал цвет нижнего стекла. Для достижения необходимых колористических эффектов мастера накладывали несколько разноцветных слоев друг на друга. Так, в витражах Шартрского собора обнаружены участки, состоящие из 27 (!) чередующихся красных и бесцветных слоев стекла. Свет, проходя сквозь такую слоистую толщу, приобретает неповторимую окраску, играет тончайшими нюансами оттенков. Недаром окна готических соборов современники сравнивали с ювелирными украшениями. «Чистое золото, изобилие гиацинтов, изумрудов и драгоценных камней», так описывали витражи в соборе монастыря Сен-Дени в Париже. Они надолго стали идеалом красоты для современников и непревзойденным образцом совершенства для потомков. Строительство церкви Сен-Дени (закончена в 1144 г.) — первого прецедента архитектурной готики — было отражением философских взглядов настоятеля монастыря — аббата Суггерия. Мистическую интерпретацию света, пришедшую в средневеко¬вый Запад в сочинениях Псевдо-Дионисия Ареопагита он связал с практическими проблемами храмового строи¬тельства. Настоятель пожелал сделать стены монастырского храма полупрозрачными, заменив их огромными окнами с цветными витра¬жами. Лучи света широким потоком проникали внутрь и этому вторжению придавался характер ослепительного триумфа. Суггерий уделял первостепенное внимание освещению церкви и изображениям на окнах, так как созерцание витражей было для него одним из духовных путей от «материального к имма¬териальному, от телесного к духовному, от человеческого к бо¬жественному». В течение последней трети ХII века начинание, предпринятое в монастыре Сен-Дени было развито при возведении многих храмов, как во Франции, так и в других странах.

В сочинениях средневековых богословов архитектура храма — воплощения града Божьего на земле — получила символическое значение. Каждый элемент здания был наделен определенным смыслом: боковые стены трактовались как образ Ветхого и Нового завета, столбы и колонны, несущие свод, как апостолы и пророки, а порталы — как преддверие рая. К этому присоединялись яркие и образ¬ные символические интерпретации находящихся в окнах витражей. Свет витражей отождествлялся со све¬том христианского знания: «Ясные окна, от непогоды охраняющие и свет приносящие, суть отцы церкви, све¬том христианской доктрины буре и ливню ереси противостоящие. Стекла оконные, лучи света пропускающие, есть дух отцов церк¬ви, божественные вещи во тьме будто в зеркале созерцающий». Искусство витража развивалось вместе со стилистической эволюцией средневекового культового зодчества, и прошло все стадии от романской архитектуры до «пламенеющей » готики. В этот период во Франции, Германии, Англии были созданы наиболее значительные памятники витражного искусства. Словно написанные на окнах цветным светом, они до сих пор поражают людей. Как правило, витражи готических соборов состояли из множества небольших самостоятельных композиций, каждая из которых была заключена в отдельную ячейку переплета оконной рамы. Тематика одного окна, как правило, была единой, но раскрывалась через множество сюжетов-клейм. Это было обусловлено и техническими сложностями: изготавливаемое до XIV плоское стекло имело небольшие размеры, а многосоставная конструкция оконного переплета обеспечивала ему дополнительную жесткость.

К XIV веку в развитии стеклоделия произошли значительные изменения: научились изготавливать более качественное бесцветное стекло, пластины его стали больше, что увеличило поле для живописи. Лекальная раскройка стекол стала крупнее, в результате многие части изображений «освободились » от свинцовой пайки, соединяющей кусочки стекла между собой. Значительно расширился ассортимент красок для живописи на стекле. Была открыта так называемая «серебряная золотая» (Silbergelb ) — способ окраски стекла окислами серебра, в результате чего оно приобретало желто-золотистый цвет. Окраске подвергал не только бесцветную, но и цветную стеклянную массу, в результате чего получали недоступные раньше цвета и оттенки. Стала популярна гравировка — специальным колесиком на поверхности стекла вырезались узоры, которые особенно эффектно выглядели на многослойном стекле. Все эти усовершенствования привели к тому, что в XV столетии предпочтение отдавалось уже не цветным стеклам ярких и насыщенных тонов, а бесцветным, покрытым полихромной росписью. В витражах стали активно использовать приемы обычной живописи, контурная линия постепенно потеряла свою силу и выразительность, приобрела мягкость, перейдя в разряд «живописных » средств. Мастера наступившей эпохи Возрождения воздавали великолепные картины на стекле, искусно решая проблемы перспективы, объемности форм и реалистичности изображения. В это же время разноцветные окна стали принадлежностью не только церквей, но и светских сооружений — ратуш и дворцов знати. Вплоть до XVI в. в жилых домах использование стекла было большой редкостью в связи с его дороговизной и малодоступностью. Ситуация изменилась лишь после распространения в XVI веке лунного способа в изготовлении плоского стекла. Витражное искусство развивалось в это время не только во Франции и Германии, но и в Англии, Испании, Италии, Фландрии, Швейцарии. В Швейцарии с конца XV в. распространяется мода на небольшие панно, подвешиваемые перед окном. Это так называемые кабинетные витражи. Как правило, изображались на них гербы или события из жизни заказчика. Они получили распространение также в Германии, Нидерландах и Англии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Витраж как вид искусства. История витража в Европе и в России. Современное применение витража в метро (конец XX века). Стили и техники витража. Современные направления и приемы работы в технике витража. Витражи Тиффани (технология выполнения работ).

    курсовая работа , добавлен 06.04.2014

    Прикладное творчество как одно из видов художественного творчества. Художественное начало в прикладном искусстве. Технология способов изготовления витражей. Техника витража из сколотого или литого стекла, скрепляемого цементом. Техника ложного витража.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2011

    Особенности готического стиля. Значение деятельности аббата Сугерия из Аббатства Сен-Дени. Особенности мировоззрения и эстетические категории. Основная сюжетика витража. Готические витражи Франции, Германии и Англии. Технология изготовления витража.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2011

    Исторический путь возникновения и развития основных видов изобразительного искусства. Изучение техники исполнения современных разновидностей монументальной живописи - граффити, мозаики, витража. Описание тонкостей выполнения масляной настенной картины.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2011

    История возникновения и развития витражного искусства. Классификация техник, применяемых для изготовления витражей. Преимущества и недостатки изготовления пленочных витражей Decra Led. Характеристика оборудования, используемого при изготовлении витражей.

    отчет по практике , добавлен 29.10.2014

    Исторические этапы развития и становления производства и обработки стекла. История развития витражного искусства. Общая характеристика современных направлений и видов техник живописи на стекле. Использование декорированиия стекла в современном интерьере.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2014

    Искусство как одна из форм духовного освоения мира. Роль живописи в жизни человечества. Техника изготовления готического витража. Образцы готического гражданского строительства. Духовное содержание эпохи, ее философские идеи и социальное развитие.

    Стеклянные витражи, созданные в традиционной манере, появились ранее всех других. Первоначальные технологии, разработанные в Древнем Шумере и унаследованные египтянами, греками и римлянами, после падения этих империй на долгое время были утрачены, и возродились в Западной Европе только к Х столетию. С тех пор средневековые витражи более 600 лет украшали исключительно храмы и дворцы крупных вельмож - поскольку были очень дороги и трудоемки в изготовлении. Более 70% их сюжетов приходилось на религиозную тематику, и лишь остальные 30% - на все прочие. В качестве основы средневековый витраж использовал мощную металлическую раму, а отдельные элементы соединялись между собой методом спайки свинцовых, медных либо латунных полос.

    Только к ХХ веку ситуация коренным образом изменилась. Базовые принципы создания витражей остались прежними, но инновационные технологии производства и особенно обработки стекла открыли перед мастерами витражного искусства невиданные ранее горизонты.

    Современный процесс изготовления витражей в историческом стиле

    В настоящее время витражи в средневековом стиле производятся по следующей схеме.

    1. Эскиз. В последние десятилетия рисуется на компьютере в специализированных графических редакторах. Программное обеспечение дает возможность заранее предсказать, каким будет отражение света в зависимости от характеристик и размещения каждого элемента.
    2. Профиль. Изготавливается под нужный размер. Как правило, делается металлическим - учитывая значительный вес конструкции.
    3. Бевелсы. Так называются отдельные элементы, каждый из которых вырезается на станке с помощью лазера. Таким образом, древняя процедура обработки отдельных стекол стала не только точнее и совершеннее, но и в тысячи раз быстрее, что позволило кардинально уменьшить общую стоимость готовых изделий.
    4. Пайка. На конечном этапе, при использовании наиболее прогрессивной на сегодня технологии - «Тиффани» - металлическая фольга между элементами спаивается, излишки аккуратно удаляются, а шов зачищается. В результате бевелсы образуют единый узор с абсолютно незаметными стыками, и витраж принимает свой окончательный вид.
    5. Роспись. Исключением являются случаи, в которых узор для становится чрезмерно сложным, поскольку требует введения в изделие очень маленьких элементов. Чтобы не нарушать классическую технологию, вместо вставок более крупные бевелсы расписываются специальными красками, после чего тот или иной фрагмент кажется совокупностью нескольких маленьких.
    6. Секции. Если витражи в историческом стиле, предусмотренные проектом, достигают размеров более 1-2 м 2 , обеспечение их надежности достигается делением на секции, для каждой из которых подготавливается отдельный профиль.

    Области применения

    Основными областями применения средневековых витражей являются:

    • - скрывают унылые пейзажи снаружи и окрашивают удивительным светом помещения внутри;
    • - подвесной средневековый витраж визуально расширяет помещение и делает его гораздо более праздничным;
    • - добавляют в любую интерьерную композицию невероятно свежий и яркий акцент;
    • - не только удачно разделяют помещение на отдельные зоны, но и создают эффект дополнительного пространства (особенно если витражи представляют собой нечто вроде светлой картины);
    • - являются гораздо более выразительными элементами фасадов, чем обычные стекла с цветными узорами);
    • - наиболее эффектно смотрятся в темных и мрачных помещениях, освещая их мягким рассеянным светом;
    • - идеальные плафоны и ночные лампы для спальных комнат.

    Главные достоинства средневековых витражей

    Как и все прочие произведения искусства этого вида, исторические варианты отличаются:

    • практически бесконечным сроком службы без ухудшения физико-технических характеристик и потери эксплуатационных качеств;
    • уникальностью рисунка - поскольку изделия это штучные, и в технике «Тиффани» собираются практически полностью вручную;
    • уникальностью способа рассеивания света.

    Монтаж, возможности подсветки и обслуживание витражей в интерьере

    1. Монтаж. Средневековые по стилю витражи в готовом виде монтируются практически аналогично оконным рамам. Отличие состоит только в наличии более мощного П-образного, Н-образного или более сложного по конфигурации профиля с высокой степенью жесткости.
    2. Подсветка. Именно ей отводится роль максимального подчеркивания всех преимуществ конструкции из цветного стекла. Современные витражи с историческом стиле оптимально освещать светодиодными или галогенными лампами дневного света. Чрезвычайно важно и правильное их размещение с тыльной стороны витражной панели.
    3. Уход. Максимально прост, поскольку стекло боится только ударных и сильных абразивных воздействий. Периодически протирать витраж влажными микрофибровыми тряпочками или губками будет достаточно. Сильные загрязнения удаляются тем же путем, но с использованием мягких моющих средств без абразивных частиц.

    Из чего складывается стоимость

    На конечную стоимость заказанного вами витража будут влиять:

    • размеры изделий и их количество (при оптовых заказах);
    • число, размеры и конфигурация деталей, необходимых для сборки;
    • фактура стекла;
    • производитель материалов;
    • виды металлов для пайки;
    • сложность монтажа;
    • наличие дополнительных пожеланий от клиента, увеличивающих сложность работы;
    • необходимость установки подсветки.

    Средневековые витражи от «Стеклянного Дилижанса»

    Мастера «Стеклянного Дилижанса» в наиболее передовой на сегодня технике «Тиффани». Просмотр вариантов - в нашей фотогалерее.

    В религиозных обрядах свет всегда играл особую роль, он был символом созидания и божеской милости. В самом начале Ветхого Завета записано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы». Земным воплощением божественного света стали витражи романских и готических соборов — настоящие произведения искусства Средневековья. Наглядное тому подтверждение — витражи старинного собора в Шартре и собора Парижской Богоматери, построенного в XII-XIV веках.

    Особенность витражных стекол заключалась в том, что снаружи они почти не заметны, бесцветны, сливаются со стенами, видны лишь очертания креплений. Всю красоту художественного изображения можно оценить внутри собора. При хорошей погоде яркий солнечный свет, проникающий сквозь стекла-витражи, преображает их, они начинают светиться.

    Первоначально основными цветами витражей были, как правило, красный и синий. Позднее научились в расплавленную стеклянную массу добавлять окислы металлов и получили зеленые, желтые и коричневые стекла. Иногда их делали рельефными, выпуклыми, что усиливало преломление света, его «игру». О мастерстве художника можно судить по подбору разноцветных стекол, создающих удивительные орнаменты или картины на религиозные темы.

    Витраж, сооруженный на портале собора Парижской Богоматери перед входом,- круговой, он изготовлен в виде так называемой розетки. Снаружи он кажется темным и невыразительным, к тому же его «заслоняют» скульптуры Мадонны с младенцем на руках и два ангела.

    На витражах северной стороны собора, созданных в 1250-е годы, изображены сюжеты из Евангелия, в центре их — также Мадонна с младенцем. На витражах южной стороны запечатлен образ Христа в окружении апостолов и мучеников. Изнутри эти розетки кажутся светящимися яркими звездами на темном фоне стен собора…

    История витражей уходит корнями в Древний Египет. При раскопках храмов археологи нередко находили цветное стекло, которое архитекторы и строители прошлого использовали еще во втором тысячелетии до нашей эры. Затем цветные стекла появились в окнах раннехристианских базилик Рима, Равенны. Красный и синий цвет стекол позволял снизить интенсивность солнечных лучей. Цветные стекла создавали внутри храма особую таинственную атмосферу посвящения к высшим божественным силам.

    Сюжетные витражи на евангельские темы появились в раннехристианских романских храмах Франции в X-XII веках. Цветные стекла осторожно вырезались, из них на плоскости составлялось изображение, потом все стекла крепились специальными свинцовыми полосками с углублениями. Чем выше поднимались потолки храмов, тем выше делались витражи, тем праздничней и нарядней становилось внутри храма.

    На верующих витражи производили впечатление какого-то неземного благословения. Они завораживали, становились еще одним атрибутом святости и веры. Их рассматривали как картины художников.

    Один из немногих готических соборов Франции, в котором сохранились почти неизменными витражи с XII-XIII веков, является Шартрский, строительство, которого началось еще в середине X века. В общей сложности в его высоких стрельчатых окнах установлено 146 витражей. В них изображены около 1400 сюжетов на разные темы из истории христианства. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета запечатлены около 100 сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, все знатные лица, которые пожертвовали средства на содержание собора. Эти цветные стеклянные художественные «полотна» занимают площадь около 2600 квадратных метров. Со времен Средневековья они дошли до нашего времени почти нетронутыми.

    Но в период Реформации витражное искусство пережило упадок, более того, появились религиозные деятели, которые утверждали, что витражные стекла искажают дневной Божий свет и их надо заменить.

    В эпоху барокко и Просвещения витражи никого не интересовали, старые не реставрировались, новые не создавались. Некоторые витражные стекла разбивали, заменяя простым стеклом. Такое варварское отношение длилось почти до XIX века, когда снова возродился интерес к этому искусству. Правда, новоявленные мастера принялись заменять прежние «устаревшие» витражные картины на новые. Тем самым были загублены сотни, если не тысячи старинных витражей в храмах Франции, Германии. Многие оригинальные стекла стали добычей коллекционеров.

    Современный способ изготовления витражей почти не изменился с тех давних пор. Так же подбираются цветные стекла, из них составляется либо яркая мозаика, либо картинное изображение. Стеклорезательная техника позволяет создавать не только яркие, но и полутоновые расцветки. Для крепления стекла все так же используется свинцовая проволока или пластмасса. Но есть и некоторые новшества. На прозрачное стекло нередко наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Тем самым проявляются новые фактурные возможности стекла.

Вам также будет интересно:

Кумин, зира и тмин: чем отличаются и в чём похожи восточные специи?
Тмин (Carum carvi) - древняя пряность Востока, известная пять тысячелетий. Благодаря...
Исцеление болезней числовыми кодами
При работе с числовыми рядами Григория Грабового могут возникать вопросы, потому что не...
Что такое общая папка и как ее использовать
Здравствуйте, читатели сайта IT-уроки! Первое, что должен знать каждый новичок, сев за...
Подключение планшета Android в автомобиле Советский усилитель подключение к планшету
Благодаря широкому функционалу, немало автолюбителей стали использовать планшет вместо...
Почему не работают колонки и на компьютере нет звука
Доброго дня.Эта статья, основанная на личном опыте, представляет собой своего рода сборник...