​Примеры грамматических ошибок в речи. Грамматические ошибки в русском языке: примеры Грамматические ошибки примеры и исправления егэ

Классификация ошибок

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

№ п/п

Вид ошибки Примеры

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий).

Благородность , чуда техники, под черк, над смехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения . Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст , возникает такое чувство сопереживания.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то , что это сон.

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

№ п/п

Вид ошибки Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова .

Нарушение лексической сочетаемости

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

№ п/п

Вид ошибки Примеры

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь , а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова ; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Нарушение причинно-следственных отношений

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо .

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей .

Композиционно-текстовые ошибки

Неудачный зачин

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

Ошибки в основной части

а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

б) Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Неудачная концовка

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки (Ф) - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

№ п/п

Вид ошибки Примеры

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором ; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись

Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года; Столица США - Нью-Йорк.

Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

Тургень ев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».


Саяпина Оксана Валерьевна

Следует различать грамматические и речевые ошибки .

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-нибудь грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. К примеру:

  • раздумчивый (взор) заместо задумчивый , благородность заместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, внедрение не той приставки, не того суффикса);
  • в отсутствие комментарий , более вернее (некорректно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
  • удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания — не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я желал показать значение спорта и почему я его люблю (некорректно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т.е. нарушены синтаксические нормы).
  • В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании , в большинстве случаев в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. К примеру:

  • Штольц — один из основных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Само по себе слово одноимённый (либо единственный ) ошибки не содержит, оно только безуспешно употреблено, не «вписывается» в контекст, не смешивается по смыслу со своим наиблежайшим окружением.
  • Они утратили на войне 2-ух единственных отпрыской.
  • Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки . Это безосновательное смешение слов различной стилистической расцветки, неудачное употребление экспрессивных, чувственно окрашенных слов и выражений, немотивированное внедрение диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

    К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, безосновательные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.

    Речевую ошибку есть возможность увидеть исключительно в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

    Не следует также соединять ошибки грамматические и орфографические.

    Орфографическая ошибка — это неверное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена лишь на письме, обычно в слабенькой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова либо перед другим согласным) либо в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Подобную ошибку есть возможность только узреть, услышать её нельзя: на площаде, о голубым карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

    В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только лишь видима, да и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведомую в парк; уверенность в победу.

    Список более распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.

    Грамматические ошибки


    п/п

    Вид ошибки

    Примеры

    Неверное словообразование

    Трудолюбимый, надсмехаться

    Неверное образование формы существительного

    Многие чуда техники, не хватает время

    Неверное образование формы прилагательного

    Более увлекательнее, красившее

    Неверное образование формы числительного

    С пятистами рублями

    Неверное образование формы местоимения

    Ихнего пафоса, ихи дети

    Неверное образование формы глагола

    Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

    Нарушения согласования

    Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом

    Нарушения управления

    Необходимо сделать свою природу более прекрасную

    Повествует читателей

    Нарушение связи меж подлежащим и сказуемым

    Большая часть возражали против таковой оценки его творчества

    Нарушение метода выражения сказуемого в отдельных конструкциях

    Он написал книжку, которая эпопея

    Ошибки в построении предложения с однородными членами

    Страна обожала и гордилась поэтом

    В сочинении я желал показать значение спорта и почему я его люблю

    Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

    Читая текст, появляется такое чувство…

    Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

    Узенькая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами

    Ошибки в построении сложного предложения

    Эта книжка обучила меня ценить и уважать друзей, которую я прочел ещё в детстве

    Человеку показалось то, что это…

    Смешение прямой и косвенной речи

    Создатель произнес, что я не согласен с воззрением рецензента

    Нарушение границ предложения

    Когда герой опамятовался. Было уже поздно.

    Речевые ошибки и недочёты


    п/п

    Вид ошибки

    Примеры

    Употребление слова в нехарактерном ему значении

    Мы были шокированы прелестной игрой актёров.

    Идея развивается на продолжении всего рассказа.

    Неразличение цветов значения, вносимых в слово приставкой либо суффиксом

    Моё отношение к этой дилемме не поменялось.

    Были приняты эффектные меры.

    Неразличение синонимичных слов

    В конечном предложении создатель применяет градацию.

    Употребление слов другой стилевой расцветки

    Создатель, обращаясь к этой дилемме, пробует навести людей чуть-чуть в другую колею.

    Неприемлимое употребление чувственно окрашенных слов и фразеологизмов

    Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений

    Неоправданное употребление просторечных слов

    Подобным людям всегда удаётся объегорить других.

    Нарушение лексической сочетаемости

    Создатель наращивает воспоминание.

    Создатель употребляет художественные особенности (заместо средства).

    Употребление излишних слов, в том числе плеоназм

    Красоту пейзажа создатель передаёт нам при помощи художественных приёмов.

    Юный парень.

    Очень красивый.

    Употребление рядом либо близко однокоренных слов

    В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

    Неоправданное повторение слова

    Герой рассказа не думает над своим поступком. Герой не осознает всей глубины содеянного.

    Бедность и однообразие синтаксических конструкций

    Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они побеседовали, писатель отправился в гостиницу.

    Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

    Замирает на мгновение сердечко и вдруг застучит вновь.

    Неудачное употребление местоимений

    Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

    У меня сразу появилась картина в своём воображении.

    Такая гиперболизация параметров нрава человека приравнивает Гоголя к величавым реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.

    Источник материала Интернет-сайт

  • sch2kr.ru — о разграничении типов ошибок.
  • Дополнительные источники:

  • window.edu.ru — Грачева Ж.В., Кольцова Л.М., Сидорова Е.В. «Типы ошибок в письменных работах учащихся и нормы оценок: Учебно-методическое пособие» (в пособии представлена развернутая систематизация содержательных ошибок в письменных работах школьников (фактические, логические, речевые, грамматические);
  • dlib.eastview.com — Воителева Т.М. «Работа над речевыми ошибками»;
  • glossa.ucoz.ru — систематизация речевых и грамматических ошибок.
    • Как различать грамматические и орфографические ошибки?

      Следует различать грамматические и речевые ошибки. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-нибудь грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. К примеру: раздумчивый (взор) заместо задумчивый, благородность заместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, внедрение не той приставки, не того суффикса); в отсутствие комментарий, более вернее...

    Вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.

    Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

    Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

    Разновидности грамматических ошибок

    • Словообразовательные
    • , состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
    • Морфологические,
    • связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
    • Синтаксические,
    • связанные с нарушением синтаксических норм.

    Грамматические ошибки

    Вид ошибки

    Словообразовательные

    1 Нарушение норм русского литературного словообразования:

    Ошибочное словообразование,

    Искажение слов

    Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм

    разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает.

    2 “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить);
    3 Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

    Морфологические

    Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи

    4 Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
    5 образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
    6 образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей);
    7 изменение рода при образовании падежных форм: пирожок с повидлой, февральский лазурь;
    8 склонение несклоняемых существительных играть на пианине;
    9 образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот поднос чаев, небо затянулось облаком.

    Ошибочное образование формы прилагательного

    10 Неправильный выбор полной и краткой форм Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон
    11 Неправильное образование форм степеней сравнения: новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше
    12 Нарушение норм формообразования глагола Человек метается по комнате;
    13 Нарушение образования деепричастий и причастий Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам
    14 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями
    15 Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться
    16 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

    Синтаксические

    17 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом,

    Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его;

    По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон;

    Базаров говорит Аркадию, что твой отец - человек отставной.

    18 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона,

    он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем;

    особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе;

    19

    Ошибки в структуре простого предложения:

    нарушение связи между подлежащим и сказуемым,

    Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
    20

    Нарушение границы предложения

    Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно.

    21 Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону.

    Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет.

    Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку.

    22 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества.

    Обычно молодежь является носителями передовых идей.

    Произошло еще ряд событий.

    Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность);

    23 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые.
    24 Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов.

    Порфирий был любимцем с детства матери.

    Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.

    25 Ошибки, связанные с употреблением частиц

    Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях):

    В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”.

    26 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
    27

    Разрушение ряда однородных членов

    Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.

    28

    Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

    Читая текст, возникает такое чувство…На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.
    29 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами;причалившая лодка к берегу.
    30

    Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего.

    Кусты, они покрывали берег реки.
    31

    Пропуски необходимых слов.

    Владик прибил доску и побежал в волейбол.

    32

    Ошибки в структуре сложного предложения:

    смешение сочинительной и подчинительной связи.

    Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон.Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

    33

    Отрыв придаточного от определяемого слова.

    Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

    34 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
    35

    Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например:

    Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
    36

    Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего

    Его храбрость - постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.
    37 Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

    Литература

    1. Нарушевич А.Г. – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета. Курсы повышения квалификации; rus.1september.ru № 17, 2007, Русский язык. Педагогический университет “Первое сентября”“Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку; планирование занятий, организация урока, система упражнений”.
    2. Педчак Е.П. “Русский язык. Серия “Единый Госэкзамен”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2003 г.
    3. Р.Н.Попов, Д.П.Валькова. “Современный русский язык”, учебное пособие для студентов педагогических институтов, Москва, “Просвещение”, 1978 г.
    4. Методическое пособие для учителей, ЯНОИПКРО, Салехард, 2007 г.

    Грамматические ошибки

    Справочные материалы

    Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

    подскользнуться вместо поскользнуться , благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

    без комментарий, едь вместо поезжай , более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

    оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

    Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

    В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

    Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

    Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

    Грамматические ошибки

    № п/п

    Вид ошибки

    Примеры

    Ошибочное словообразование

    Трудолю бим ый, над смехаться

    Ошибочное образование формы существительного

    Многие чуд а техники, не хватает врем я

    Ошибочное образование формы прилагательного

    Более интереснее, красивше

    Ошибочное образование формы числительного

    С пятистами рублями

    Ошибочное образование формы местоимения

    Ихнего пафоса , ихи дети

    Ошибочное образование формы глагола

    Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

    Нарушение согласования

    Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом.

    Нарушение управления

    Нужно сделать свою природу более красивую.

    Повествует читателей.

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Большинство возражали против такой оценки его творчества.

    Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

    Он написал книгу, которая эпопея.

    Все были рады, счастливы и веселые.

    Ошибки в построении предложения с однородными членами

    Страна любила и гордилась поэтом.

    В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

    Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

    Читая текст , возникает такое чувство…

    Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

    Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .

    Ошибки в построении сложного предложения

    Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

    Человеку показалось то , что это сон.

    Смешение прямой и косвенной речи

    Нарушение границ предложения

    Когда герой опомнился. Было уже поздно.

    Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

    Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

    К числу наиболее типичных грамматических ошибок (К9 ) относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

    1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);

    2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или...дает.., учит...);

    3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

    4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);

    5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

    Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

    Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки , также выявляемые в работах экзаменуемых:

    1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ... нужны смелость, знания, честность);

    2) ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника ; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «... всего две проблемы»);

    3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста ;

    4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве .

    Тренировочные упражнения

    Задание. Найти ошибку, объяснить (в соответствии с таблицей), записать исправленный вариант.

    1.Ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц.

    1) Им двигает чувство сострадания.

    2) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

    3) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста.

    4) Вышев на сцену, певцы поклонились.

    2. Грамматико-синтаксические ошибки.

    1) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.

    2) Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

    3) Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.

    5) Посмотрев спектакль, больше всего мне понравилась главная героиня.

    6) Я считаю то, что в нашем драматическом театре прекрасно ставят классику.

    7) Пушкин описывает и критически отзывается о пугачевском восстании.

    8) В повести «Капитанской дочке» один из главных героев – Пугачев.

    9)Требования к сочинению не выходят за рамки, ограниченными школьной программой.


    Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической,а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

    Разновидности грамматических ошибок Примеры
    Словообразовательные Ошибочное словообразование Заимообразный, назади, надсмехаться
    Морфологические 1. Ошибки в образовании форм существительного Наши инженерА, много банан и мандарин, светлая тюль
    2. Ошибки в образовании форм прилагательного Более красивые, самый ярчайший, слаже
    3. Ошибки в образовании форм местоимений Всехние работы, в ихнем доме, оставил приём
    4. Ошибки в образовании форм глаголов Дерзю, пылесосю, выжгет
    Синтаксические 1. Нарушение согласования Это была известная депутат Сергеева.
    2. Нарушение управления Я не имею ни малейшее понятие о происшедшем.
    3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Двадцать один человек пришли на собрание.
    4. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Открыв окно, начался дождь
    5. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Глухо шумело море, взволнованное бурей, начавшейся еще утром
    6. Ошибки в построении предложения с однородными членами Классный руководитель рассказывал об успеваемости выпускников, их поведении и почему они так плохо учатся.
    7. Ошибки в построении сложного предложения Всё сопровождается картинами природы, что делает Татьяна.
    8. Смещение прямой и косвенной речи Онегин говорит, что «я выбрал другую, когда б я был, как ты, поэт».
    Вид ошибки Примеры
    Г1 Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) Благородность, чудатехники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; спятистами рублями; жонглировал обоимируками, ихнегопафоса, вокруг его ничего нет; скольконравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; имдвигаетчувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.
    Г2 Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
    Г3 Нарушение норм управления Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.
    Г4 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
    Г5 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордиласьпоэтом.В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
    Г6 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.
    Г7 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимсяснегом под ногами.
    Г8 Ошибки в построении сложного предложения Эта книганаучила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.Человеку показалось то, что это сон.
    Г9 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что яне согласен с мнением рецензента.
    Г10 Нарушение границ предложения Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
    Г11 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучитвновь.
    Г12 Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (?) провести субботник.
    Г13 Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится Хорошо было бы, если бы на картине стояла быподпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

    Логические ошибки(Л) – это нарушение последовательности (логики) изложения. Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста. К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании работы:

    1) нарушения последовательности высказывания;

    2) отсутствие связи между частями и предложениями;

    3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

    4) раздробление одной микротемы другой микротемой;

    5) несоразмерность частей высказывания;

    6) отсутствие необходимых частей;

    7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

    8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

    Вид ошибки Примеры
    Л1 Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; Захорошую учебуи воспитание детей родителиобучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.
    Л2 Нарушение причинно-следственных отношений В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.
    Л3 Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.
    Л4 Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению) Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?
    Л5 Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) Автор пишет о природе,описываетприроду севера,вижуснега и просторы снежных равнин.
    Л6 Сопоставление логически несопоставимых понятий Синтаксисэнциклопедических статей отличен отдругих научных статей.
    Композиционно-текстовые ошибки
    Л7 Неудачный зачин Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
    Л8 Ошибки в основной части а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
    Л9 Неудачная концовка Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

    Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания ).

    Вид ошибки Примеры
    Ф1 Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое имениеиз Англии; Счастьем для Обломова былоодиночество и равнодушие.
    Ф2 Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты. Книга очень много для меня значит, ведь еще кто-то сказал: «Век живи – век учись!»
    Ф3 Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение. Великая Отечественная война 1812 года; Столица США - Нью-Йорк.
    Ф4 Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров. Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева«Преступление и наказание».

    Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.

    Вид ошибки Примеры
    Э1 Речевая некорректность. Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли. Этот текст меня бесит; Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой? Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.

    Вам также будет интересно:

    Кумин, зира и тмин: чем отличаются и в чём похожи восточные специи?
    Тмин (Carum carvi) - древняя пряность Востока, известная пять тысячелетий. Благодаря...
    Исцеление болезней числовыми кодами
    При работе с числовыми рядами Григория Грабового могут возникать вопросы, потому что не...
    Что такое общая папка и как ее использовать
    Здравствуйте, читатели сайта IT-уроки! Первое, что должен знать каждый новичок, сев за...
    Подключение планшета Android в автомобиле Советский усилитель подключение к планшету
    Благодаря широкому функционалу, немало автолюбителей стали использовать планшет вместо...
    Почему не работают колонки и на компьютере нет звука
    Доброго дня.Эта статья, основанная на личном опыте, представляет собой своего рода сборник...